05/03/2020 15:34
Почем стоит русско-тюркское братство?
Последние события в Сирии и реакция на них азербайджанской прессы и общественности наглядно демонстрируют истинные настроения в этой стране в отношении России и ее возрастающей роли на геополитической шахматной доске региона. На протяжении долгих лет азербайджанские СМИ и пропагандистские центры упорно продавливали на российском информационном поле идею о том, что истинным союзником Москвы в Закавказье является именно Баку, а не Ереван.
В период же «медового месяца» российско-турецких отношений азербайджанские пропагандисты и вовсе договорились до того, что уже советовали Москве «сдать» Карабах Азербайджану, вывести свою базу из Армении и поставить крест на Ереване, как на приспешнике Запада, коварно подкопавшемся под фундамент российской ближневосточной политики. Причем в доказательство безграничной любви и преданности Азербайджана к России в ход были пущены все попадающие под руки аргументы, вплоть до самых пустяковых. Это и «три сотни русских школ» в Азербайджане (хотя на самом деле речь преимущественно идет о русскоязычных секторах в азербайджанских образовательных учреждениях), и «блаженная жизнь» молокан в селе Ивановка Исмаиллинского района, и проникновенно «нежные чувства», питаемые Ильхамом Алиевым к брату Владимиру. На передней же линии этой пропагандисткой работы, то есть, непосредственно в кругах российского истеблишмента, в кремлевском закулисье и на страницах российской прессы, не покладая рук трудился целый сонм наймитов в лице прохановых, дугиных, шевчено и других клятвенных тюркофилов.
Однако ныне тюркофилы вдруг замолкли в тряпочку, а, собственно, бакинские пропагандисты, быстро позабыв о русско-азербайджанских проникновенных чувствах, начали освистывать действия РФ на сирийском треке. Фактически, Идлиб стал пробным камнем в отношениях между Москвой и Анкарой, а, следовательно, и определил место Баку рядом с одной из противоборствующих по сути сторон. Правда, азербайджанская власть пытается официально демонстрировать нейтралитет, однако это у нее получается очень неказисто, поскольку провластная пресса буквально изливается одами во славу гуманных целеустремлений Эрдогана в Идлибе и укорами в адрес Асада и вставших на его сторону темных сил, надо понимать, в первую очередь России. Протурецкий и тюрко-солидаристический идейный подтекст буквально прет из каждой строки сводок о ситуации в Идлибе, которые, кстати, азербайджанские СМИ представляют, ориентируясь исключительно на источники из Анкары. Данные о подбитых сирийских самолетах, ликвидированных опорных пунктах и вообще об уроне, терпимом проасадовскими силами, смакуются с особым наслаждением и бакинскими новостными агентствами, и потребляющей эту однобокую информацию азербайджанской публикой. Вместе с тем умалчиваются свидетельства о катастрофических потерях самих турецких сил и их прокси в районе Идлиба, и, что самое главное, в разборе ситуации полностью игнорируется аргументация Дамаска, Москвы и Тегерана, вскрывающая вопиющую незаконность действий Турции на территории сопредельного государства.
Если же ко всему этому добавить поступающие данные о секретной переброске азербайджанского спецназа в Идлиб для его применения против сирийской правительственной армии и поддерживающих ее сил, то получается, что Баку совершенно отчетливо определяет свой выбор и поддержку в пользу одной из сторон, сколько бы азербайджанский президент не изображал равноудаленное дистанцирование от противоборствующих лагерей. Все тайное когда-нибудь становится явью. И эта явь уже вычерчивается.
В сущности, вопрос не в том, что Азербайджан на практике вписал себя в соратники Турции. От Баку иного шага не стоило и ожидать.
И это совершенно естественно, когда два исповедующих пантюркистские идеи государства, в которых оголтелый национализм ныне слился в синтезе с пан-османским ревизионизмом, «плюют друг дружке в рот» относительно и Сирии, и Карабаха, и закавказских дел, и иранских тюркоязычных провинций, и всех иных проблем региона их окружающего. Повторимся, что это даже вполне себе нормально, в смысле, ожидаемо. А вопрос в том, что к большому нашему недоумению в определенных кругах самой России годами проповедовались идеи (и до сих пор они имеют сторонников) о «неизбежном союзничестве России с Азербайджаном, скрепленным проверенной вековой дружбой и любовью». Этим фантиковым лозунгом горе-политологи и наймиты прикрывали свою умственную наглость, как адамов срам фиговым листиком.
Ныне эти корифеи политологической мысли попрятались по норкам и жуют сопли, в мандраже от трогательных до эротизма нежных поцелуев Алиева с Эрдоганом, в то самое время, как русский парень Ваня своей грудью усмиряет неоосманские аппетиты за тридевять земель от родного дома. И как им не прятаться, коль сшитая ими идея о русско-тюркской дружбе расползлась и лопнула с треском при первом же испытании.
Но мы уверены, что стоит только Путину с Эрдоганом хоть чуточку временно разрядить напряженность в Идлибе, как из Баку опять донесутся мотивы мугама о братстве, а дугины, прохановы и шевченки дружно выползут из нор и снова кинутся плясать трепака под этот мугам, как будто и не было волчьего оскала, с коим тюркский тандем вгляделся на Россию.