24/03/2020 12:03
О Карабахе, существующем в двух параллельных реальностях
Уже на протяжении десятилетий в Азербайджане на государственном уровне введена в оборот жесткая установка, суть которой – ни в коем случае не признавать факт наличия в природе Республики Арцах. В Баку упорно продолжают не замечать Степанакерт ни в статусе военно-политического субъекта, ни в виде самостоятельной организационной единицы, ни в качестве объективной данности. Как будто республики нет, и не существовало вовсе, а свифтовский летающий остров Лапута и то реальнее и осязаемее на ощупь. Зарыли головы в песок, как страусы, и упрямо талдычат о несуществовании второго армянского государства. В лучшем случае, в применении к нему употребляют выражения типа «мифическое государство», «фейковая республика» и тому подобное.
Словом, можно подумать, что один единственный аргумент, породивший эту слепоту, а именно, непризнание субъектности Арцаха на уровне международного бумажного официоза, дает основание воротить нос от очевидности. Между прочим, древние греки тоже поначалу никак не могли поверить в то, что за пределами ими исследованной ойкумены начинался не мифический мир амазонок, циклопов и иных сказочных существ, а пространство, населенное самыми настоящими, вполне нормальными и обычными народами.
Впрочем, древние греки на то и стали любознательными первопроходцами человечества, потому как придумали и осмыслили термин «познание», что помогло им вскоре последовательно дифференцировать реальный мир от продуктов мифотворчества.
Но куда нашим апшеронским соседям до древних греков? В технологическом XXI веке, когда всем в мире, включая обитающих на деревьях голых караваев – папуасов, известно, что земля круглая и что реки не могут течь вспять, наши соседи почему-то уверовали, что к западу от Мугани простирается пустое место. Нету там ни государства под названием Арцах, ни народа, ни народной воли, ничего… Лишь одно сплошное пустое место, заполненное мифами, фейками и вымыслами. Тридцать лет буксует «познание» наших соседей и никак не подведет их к осмыслению действительности. Зато, согласно убеждениям наших соседей, куда реалистичнее выглядит их политико-административное мифотворчество.
Вот, к примеру, надумали они учредить у себя районы, Кельбаджарский, Агдамский, Лачинский, Ходжалинский и т.д., поназначали администрации, вселили в казенные здания, наделили полномочиями, разбили на избирательные округа… Словом, «переместили» к себе весь Карабах и нынче творят его политическую жизнь, выносят решения, избирают депутатов, шлепают на бланках печати. «Это и есть Карабах, - твердят они, - а то, что вне рамок данной концепции, незаконно, бесперспективно и вообще смешно».
Согласитесь, особенно последнее «смешно», действительно, уж очень смешно.
Честно говоря, никак не могу врубиться: в чем соль? Какова выгода от этого балагана с «Карабахом на колесах», если не считать, что пара сотен человечков кормится, благодаря этой затее из госбюджета, а власть раздает фейковые должности глав мифических районов тем почтенным муаллимам, которым иного, более предметного места в госсекторе не нашлось?
Я, конечно, не дурак и некоторым образом знаком с особенностями технологии по пестованию альтернативной власти, но, все же, не такой гипертрофированной и доходящей до кристаллизированной глупости. В конце концов, кого представляет эта дюжина райадминистраций на птичьих правах? Неужели облепивших Апшерон кубатлинцев, которых более не выкурить оттуда никоим образом? Агдамцев, торгующих помидорами и петрушкой на просторах Черноземья, Поволжья и Сибири? Или может быть тех, кого «не существует в природе», читай армян, имеющих наглость преспокойно жить нынче в Карабахе?
Так у них свои вполне состоявшиеся государственные и представительские органы, которые в отличии от призрачных азербайджанских райадминистраций заняты решением конкретных политических задач и управлением своих осязаемых территорий с реально живущим на них народом. Или это не так?
Или, может быть, мы обитаем в разных с нашими соседями параллельных реальностях?
Впрочем, если такое имеет место быть, то оно и к лучшему. Пусть живут себе в своей реальности и упиваются мыслью, что нас не существует на самом деле. Познание, в конце концов, акт не механический. До него нужно созреть морально и интеллектуально. Или вовсе не созреть никогда, а продолжать бесконечно не верить глазам своим, но ссылаться на международные бумажки, в которых увиденное собственными глазами не существует.
Но здесь стоит все же напомнить нашим соседям одну истину. История – штука практичная. В ней скорее бумажки со временем подстраиваются под реальность, нежели наоборот.