25/03/2020 13:55
Мехрибан Алиева подчинила себе мили-меджлис. Дело за финальным действом
Итак, в Азербайджане имело место очередное событие, подтверждающее прогнозы некоторых экспертных кругов о процессе постепенного транзита власти от Ильхама Алиева к его супруге Мехрибан, а по сути, от еразо-нахичеванского клана к бакинско-апшеронскому (пашаевскому). 10 марта новоиспеченный мили-меджлис страны избрал на пост спикера депутата Сахибу Гафарову. За нее отдали свои голоса 116 депутатов из 125-и, и это притом, что лишь 72 из них являются членами партии «Ени Азербайджан». Это свидетельствует о том, что президентская директива о безоговорочном избрании этой кандидатуры была спущена не только представителям правящей партии, но и практически всем тем подставным оппозиционным карликовым партиям и «независимым депутатам», которым Алиев установил квоту в мили-меджлисе.
Формально Сахибу Гафарову можно не считать резидентом пашаевского клана в партии «Ени Азербайджан», однако на самом деле ее продвижение вперед полностью вписывается в план по клановой реорганизации властвующей элиты.
Во-первых, Гафарова – первый политик женского пола, возглавивший законодательную власть Азербайджана в течение всех трех десятилетий его существования. С этого угла зрения можно считать, что ее избрание, а вернее, назначение - генеральная репетиция в преддверии передачи верховного управления страной тоже женщине, Мехрибан Алиевой. Общество, таким образом, готовят к убеждению в том, что светскому Азербайджану давно пристало доверить свою политическую судьбу представителям прекрасного пола, от чего, якобы, страна только выиграет и прибавит себе авторитета в прогрессирующем мире. К тому же, будущему президенту Алиевой будет комфортнее работать с женщиной спикером, как поговаривают, достаточно образованной, которая будет улавливать все желания «патронши» с полуслова. Общеизвестно также, что Мехрибан ханум крайне брезглива в психологическом и даже в физическом плане по отношении к азербайджанским политикам старой, гейдаралиевской закваски. Сложно представить, чтобы «блистательная» леди свой снобизм принесла в жертву необходимости непосредственных деловых сношений с деятелями наподобие Октая Асадова или Сиявуша Новрузова. Контакты с Гафаровой на посту главы законодательной власти для Алиевой будут куда «стерильнее» во всех отношениях.
Во-вторых, биография Гафаровой подсказывает, что она имеет все основания вписаться (если уже не вписалась) в «иерархическое древо» с каждым днем набирающего силу пашаевского клана. Дело в том, что пашаевцы, по свидетельствам хорошо осведомленных источников, опираются в Азербайджане, кроме прочего, и на прослойку бакинской интеллигенции, научные круги и в целом на образованный сегмент столичного общества. И все потому, что семья Пашаевых потомственно относится к элите бакинской интеллигенции. К примеру, отец Мехрибан – Ариф Пашаев – ученый, академик НАНА, возглавляющий ныне Национальную академию авиации. Родной дядя Алиевой - Хафиз Пашаев тоже физик по образованию, избравший дипломатическую деятельность. Он долгие годы был послом АР в США, Канаде и Мексике. Сейчас занимает должность замминистра иностранных дел и возглавляет Дипломатическую академию МИД. Далее, сестра Мехрибан - Наргиз Пашаева тоже все свои навыки посвятила научной и преподавательской деятельности. Она академик и ректор Бакинского филиала МГУ имени Ломоносова. Именно Наргиз лоббирует интересы Азербайджана в международных научных кругах, осуществляет совместные программы с Оксфордским университетом, проталкивает на различных профильных площадках псевдонаучные труды отечественных авторов об историко-культурной древности Азербайджана.
Как следует из различных докладов, Пашаевы обладают колоссальным влиянием на администрирование высших учебных заведений страны и ряда министерств, курирующих образовательную, культурную и социально-организационную жизнь страны. К примеру, газета Guardian опубликовала депешу секретных западных источников от 12 декабря 2010г., в которой говорилось о том, что помимо управления гигантской финансово-экономической империей, состоящей из десятков банков, гостиниц, торговых центров, медиа-ресурсов и т.д., семья Пашаевых также контролирует некоторые государственные органы управления. «Семья, как полагают, осуществляет контроль над Министерством культуры и туризма, Министерством молодежи и спорта, Министерством здравоохранения и Министерством образования, просто потому, что эти министерства подпадают под области, традиционно представляющие интерес для первой леди», – дословно было сказано в опубликованной в британской газете депеше.
Если же ко всему вышеизложенному прибавить общие данные из биографии новоизбранного спикера милли-меджлиса, то станет ясно, что это избрание не обошлось без воли Мехрибан Алиевой, и осуществлено оно было вместе с досрочными выборами в парламент ради перекройки всей структуры правящей партии «Ени Азербайджан» под вкус и удобства ханум. Фантик партии не поменялся, но ключевые позиции в ней, как и в мили-меджлисе, перешли в руки от еразо-нахичеванцев к пашаевцам.
Что же касается собственно биографии спикера, то она полностью высвечивает атрибуты типичного пашаевского кадра. Гафарова Сахиба Али кызы, родилась в 1955г. Шамкире, но большую часть жизни провела в Баку. У нее два высших образования. В начале Гафарова окончила Государственный педагогический институт русского языка и литературы имени М. Ф. Ахундова, а затем Азербайджанский университет языков по специальности английская филология. Имеет степень доктора филологии и профессора. На протяжении долгих лет преподавала в различных высших образовательных учреждениях Баку, а до последнего времени исполняла обязанности проректора Бакинского славянского университета по части международных отношений. С 2004 г. в партии «Ени Азербайджан», по списку которой была избрана в парламент четвертого, пятого и шестого созывов. Была членом делегации Азербайджана в ПАСЕ, где отметилась рядом жестких антиармянских выступлений.
Исходя из изложенного, непосредственная связь Гафаровой с пашаевским кланом очевидна. Вероятно, что свое продвижение на поприще науки и партийно-политическую карьеру она строила благодаря поддержке семьи Мехрибан Алиевой. Ныне же Гафарова, достигнувшая пика своей политической биографии, опять же благодаря усилиям вице-президента, автоматически должна стать одной из ключевых фигур во власти, на которые будет опираться будущая азербайджанская «президентша».
Таким образом, после встряски еразо-нахичеванцев в структурах исполнительной власти и замены их на молодые и свежие мехрибановские кадры, перемены завершились и в структуре правящей партии вместе с мили-меджлисом. Влияние матерых соратников Гейдара Алиева сведено здесь к минимуму, а их частичное присутствие в депутатских креслах и на партийных должностях сохранено лишь символически.
Дело осталось за финальным действом, когда Ильхам Алиев уже непосредственно передаст президентские полномочия своей супруге.