06/04/2020 13:20
Необходимы верные решения, новое мышление – Элинар Варданян
Начавшаяся эпидемия коронавируса выдвинула ряд требований к пересмотру, переосмыслению многочисленных проблем. Необходимы правильные политические, правовые решения – новые подходы и новое мышление. Способность государства противостоять нынешним и предстоящим неизбежным кризисам будет обусловлена именно этим.
Различные международные структуры выступили с призывами рассмотреть возможность применения альтернативных мер наказания для граждан, которые находятся в уязвимой возрастной группе, имеют тяжелые, хронические или сопутствующие болезни, а при выборе меры пресечения применять наказания, альтернативные лишению свободы меры.
Прокуратура и министр юстиции после многочисленных призывов решили, наконец, преодолеть свое необоснованное упрямство и соответствовать международным тенденциям.
В ближайшее время станет ясно, будут ли реализованы заявления руководителей этих структур и направлены ли они в действительности на защиту лиц, находящихся в период эпидемии в закрытых учреждениях, или эти заявления озвучены под влиянием международного тренда и призывов юристов и в вопросы освобождения будет действовать принцип избирательности. На довольно наглядном примере очевидно одно – сейчас происходит прямо противоположный заявлениям процесс.
В то время как министр юстиции заявил, что обратился к правоохранительным органам с предложением воздержаться по возможности от применения ареста в качестве меры пресечения, а генеральная прокуратура распространила заявление, что в этой ситуации предпримет все для обсуждения вопроса замены ареста в отношении лиц, входящих в группу риска, на альтернативную меру наказания – власти решили выписать Роберта Кочаряна из медицинского учреждения и перевести в УИУ. Причем, перевод произошел не по предписанию врачей, а по решению властей. Госпитализация из-за проблем со здоровьем, проведенная в недалеком прошлом операция – международно-принятые явные критерии риска, в случае которых вопрос освобождения из-под ареста должен был стать предметом рассмотрения, а не перевода из медицинского учреждения в уголовно-исполнительное учреждение.
Создается впечатление, что каждый следующий шаг по этому делу осуществляется исключительно для того, чтобы угодить властям.
Судебное разбирательство по делу 1 марта бесконечно затягивалось и до этой пандемии. Личные поручительства бывших премьер-министров, которые должны были быть рассмотрены в срочном порядке, уже длительное время не становятся предметом обсуждения из-за «самоизоляции» судьи Данибекян. Ни Высший судебный совет, ни суд не могут уточнить, когда состоится следующее заседание, явно нарушая право на справедливое судебное разбирательство, доступность правосудия.
Если из-за политических мотивов вопрос замены ареста альтернативной мерой наказания не станет предметом обсуждения, а прокуратура и суды проявят избирательный подход – освободят каких-то лиц, а других – нет, то независимо от всего, никакого сомнения не останется больше, что мы имеем дело с политической вендеттой и личным сведением счетов.
В настоящее время есть два варианта выбора – либо правоохранительная система перестанет быть частью политической игры, осознает серьезность момента и примет правильное решение, либо завтра осуществляющие подобное правосудие будут привлечены к личной ответственности.
Верное решение, новое мышление могут изменить в стране атмосферу ненависти и нетерпимости, закрыть тему «своих и чужих», разрядить напряженную обстановку. В противном случае усугубление напряженности может стать причиной внутренних взрывов, с которыми какой-либо власти справиться не удастся.