19/04/2020 12:00
Баку ужасается забвения о Карабахе
В Азербайджане опять зондируют почву на предмет реакции региональных игроков и западных центров в случае эскалации боевых действий в Арцахе. В начале прошлой недели бакинские СМИ запустили в оборот разговоры на тему намечающихся переговоров по приобретению у России партии тяжелых многоцелевых истребителей СУ-35 и Миг-35. Надо отметить, что подобного рода контакты и обсуждения с российской стороной Азербайджан проводит периодически и от новости этой совершенно не пахнет сенсацией. К примеру, на протяжении всего 2019 года Баку серьезно рассматривал возможность приобретения российского истребителя пятого поколения СУ-57, во всяком случае, с завидной частотой осуществлял вбросы в медиа-пространство информацию о возможности такой сделки. С большой долей уверенности можно сказать, что, если бы не факт доставки в Армению первой партии многоцелевых истребителей СУ-30СМ, то Баку в деле освещения своей заинтересованности относительно СУ-57 вел бы себя более сдержанно. Переговоры по оружейным контрактам - вещь очень серьезная и не терпит широкой огласки. И если эта огласка допускается, то, значит, пропагандистский фактор имеет не меньшую значимость, чем предметная составляющая этих контрактов. Так было в случае с СУ-57, и так есть и ныне, касаемо разговоров о СУ-35 и МиГ-35. Азербайджану очень понадобилась генерация пропаганды о скором своем довлеющем превосходстве над Арменией в воздухе.
Далее, спустя пару дней после вброса о самолетах экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров заявил, что ныне наступил-таки момент, когда Армения с Азербайджаном остались один на один в борьбе за Карабах. Согласно Зульфугарову, мир поглощен проблемой пандемии коронавируса Covid-19, и если Азербайджан инициирует боевые действия ради «освобождения своих оккупированных территорий», то внешние силы уже не встрянут в конфликт и, соответственно, не помешают Баку «восстановить свою территориальную целостность». Оставим в стороне вопрос о том, откуда у названного господина такая уверенность в успехе отечественной армии и готовности азербайджанской экономики и ресурсной базы обеспечить победу в войне.
Вопрос в другом: почему Зульфугаров так уверен в отсутствии реакции заинтересованных держав в случае возобновления боевых действий в Арцахе? Неужели ему действительно кажется, что проблема пандемии снимает ответственность региональных и мировых игроков за развития в геополитически столь важном регионе? И, что же, они самоотстранятся от попытки срыва Азербайджаном хрупкого баланса в Закавказье, да еще в тот самый момент, когда экономический коллапс и без того уже начинает трясти бизнес западных бенефициаров азербайджанский углеводородов, а России с Ираном в кризисной ситуации как воздух необходима прогнозируемость развитий на границах? Конечно же, искушенный в лабиринтах международной политики экс-министр иностранных дел хорошо понимает абсурдность своей мысли, и потому из его уст она звучит как авантюра чистой воды. Но все-таки звучит, и не исключено, что по отмашке от нынешних азербайджанских властей.
И наконец, еще один важный момент. Почти синхронно с заявлением Зульфугарова и вбросами в СМИ о, якобы, планирующихся переговорах по приобретению российских истребителей, азербайджанская армия начла масштабные учения вдоль арцахских границ с отработкой действий ударных танковых соединений, систем реактивно-артиллерийского огня, а также звеньев фронтовой авиации. В скупых на этот счет сводках МО Азербайджана информируется, что учения эти плановые, однако как-либо удостовериться в этом не представляется возможным.
Даже самому неискушенному наблюдателю понятно, что едва ли вышеизложенные события сложились вместе в пару дней случайным образом. За всем этим набором пропагандистско-психологического воздействия вырисовывается стремление официального Баку опять напомнить миру о тлеющем карабахском конфликте. На наш взгляд происходит следующее.
В Азербайджане глубоко обеспокоены возможностью того, что мировое сообщество, действительно, из-за штормящей социально-экономической ситуации в мире может задвинуть арбитраж карабахской проблемы в долгий ящик. В условиях кризиса, прогнозируемость которого в нынешний период – дело совсем не благодарное, проецировать и внедрять в жизнь планы по урегулированию карабахского конфликта никто не возьмется. Странам-посредникам, мировым центрам силы, региональным игрокам, как Иран, действительно, ныне не до карабахских перипетий. На кону стоит вопрос выживания сложившейся мировой финансово-экономической системы и спасения всем без исключения государствами своих устоев. В данной ситуации – самое рациональное, на что готовы заинтересованные игроки и страны посредники - это консервация переговорного процесса с непременным условием соблюдения договоренностей по прекращению огня. А это означает сохранение статус-кво, на изменение которого Азербайджан направлял все свои усилия в последние годы.
Несомненно, консервация – единственный ныне компромиссный вариант и самое благоразумное решение для арбитров, заинтересованных государств и противоборствующих сторон, включая Азербайджан. Именно Азербайджана, но не Алиева. Ему единственному консервация процесса может вылезти боком, поскольку внутренняя обстановка в Азербайджане, связанная с падением цен на нефть, коронавирусом и его экономическими последствиями, может в ближайшей перспективе сильно расшатать президентское кресло. А при консервации и вынужденном сохранении статус-кво, единственный козырь, которым Алиев может усмирить социально-политические бунты – милитаристская риторика и эскалация напряжения в Карабахе – будет у него выбит из рук. Алиев ужасается от одной мысли, что возобновление мирного процесса растянется вплоть до посткоронавирусных времен. И это еще вопрос, насколько эти времена затянутся и в каком состоянии выберутся до той поры из вороха проблем Азербайджан, Армения, Карабах, да и весь регион в целом. Посему азербайджанскому президенту любой ценой нужно опять вернуть карабахскую тематику в международную повестку. Ему нынче очень нужен если не сам динамичный процесс урегулирования, что в принципе невозможно на сегодняшний день, то хотя бы какая-нибудь имитация или, на худой конец, разговоры по этой теме. Эму необходимо, чтобы карабахскому конфликту уделялось определенное внимание в международной политической повестке, ибо об изрядно подзабытом конфликте возможно в будущем никто и не захочет вспомнить.
Наверняка по этой причине Баку нагнетал обстановку на армяно-азербайджанской границе, потом заголосил о приобретении новых самолетов, наказал своей армии по возможности громко пострелять у карабахских границ, а также осторожно намекнул устами экс-министра Зульфугарова, что раздумывает об инициации нового марш-броска на Степанакерт. И все это ради того, чтобы прозондировать реакцию мирового сообщества и расшевелить посредников. Дескать, не вздумайте отмахнуться от проблемы и опять бросайтесь оттаскивать меня в угол ринга, как делали это годами напролет.