29/05/2020 16:44
ЕСПЧ отметил, что ужесточающие состав преступления нормы не имеют обратной силы: статья 300.1 не может применяться к Роберту Кочаряну
Адвокат второго президента Армении Роберта Кочаряна Арам Вардеванян представил оценку некоторых положений консультативного заключения Европейского суда по правам человека.
1) ЕСПЧ установил, что если в нормах Конституции даются ссылки посредством уголовного кодекса, то они должны быть четкими и прогнозируемыми, в том числе с точки зрения состава преступлении. Формулировки таких бланкетных норм не могут быть таким, чтобы расширять круг деяния. Наша позиция также постоянно была такой, что статья 300.1 не имеет и не может иметь определенности и прогнозируемости, в том числе по части круга деяния.
2) Бланкетные нормы статьи 300.1 – статьи Конституции в 2015 году были изменены путем референдума, фактически исключив ее определенность, стабильность и прогнозируемость по части предполагаемого деяния в 2008 году.
3) ЕСПЧ констатировал, что отсутствует единая норма применения обратной силы, Суд всегда придавал важность внутригосударственной судебной практике. ЕСПЧ отметил, что ужесточающие состав преступления нормы не могут иметь обратной силы и к этому вопросу нужно подойти, исходя из принципа конкретизации. Мы все знаем, и мы упоминали об этом, что в Республике Армения уже есть внутригосударственная практика – по делу семи, когда статья 300.1 была рассмотрена в качестве нового состава преступления с отягчающим характером и не подлежала применению. Следовательно, в этом вопросе ЕСПЧ также констатировал то, о чем мы неоднократно говорили. Мы все представляли свою позицию именно исходя из принципа конкретизации, в том числе соответствующее заявление КС.
4) ЕСПЧ счел, что первый и второй вопрос Конституционного суда, которые касались общей трактовки правовой определенности, были сформулированы обобщенно и не ответил отдельно. Однако ЕСПЧ фактически обратился к ним в рамках ответа на третий вопрос.