05/06/2020 11:54
Ликбез для Лейлы Абдуллаевой
24 мая милая особа из азербайджанского МИД по имени Лейла Абдуллаева выступила с любопытным заявлением, в котором преподала целый теологический урок Пашиняну, приправленный укорами в отсутствии у последнего морали и толерантного мышления. А все дело в том, что по случаю праздника Рамадан глава армянского государства, согласно традиции, направил поздравительные телеграммы лидерам мусульманских государств, поддерживающих дружеские отношения с Республикой Армения.
Так вот, миловидная мидовская ханумка, почему-то, пришла в сильное раздражение от этой новости и решила сунуть свой распрекрасный носик в совсем не свое дело.
«Поздравления по случаю праздника Рамадан, направленные руководителям мусульманских стран главой страны, принудительно выселившей сотни тысяч мусульман со своих исконных земель, оккупировавшей азербайджанские земли и подвергнувшей этнической чистке азербайджанцев на этой территории, совершившей преступления против человечности в отношении мусульманского гражданского населения, таких как Ходжалинская резня, а также разграбившей и оскорбившей исламские религиозные поамятники, места поклонения на оккупированных землях, - высший уровень лицемерия, проявленного руководителем захватнической Армении против ислама».
Здесь мы просим прощения за столь пространные цитаты, однако вынуждены их приводить ради того, чтобы показать, как упомянутая особа взяла на вооружение аллегорическую концепцию подношения мух и котлет в единой и неделимой субстанции. Но, прежде чем разобрать эту самую концепцию, для полноты картины процитируем и следующий обширный абзац из заявления:
«Если бы премьер-министр Армении действительно проявлял уважение к исламу и его ценностям, он, в первую очередь, предпринял бы шаги по восстановлению прав сотен тысяч азербайджанцев – мусульман, фундаментальные права которых были нарушены и которые были изгнаны из своих домов. Провокационная деятельность Пашиняна показывает, что он далек от такого подхода. Напомним стране – оккупанту о резолюциях, принимаемых странами, которым направил поздравления премьер-министр Армении, об агрессивной политике Армении против Азербайджана каждый год в рамках Организации исламского сотрудничества. Руководство Армении должно продемонстрировать свое, так называемое, уважение к исламскому миру и мусульманскому населению, не делая ложных призывов, а выполняя требования резолюций, принятых этими мусульманскими странами».
Думается, читатель уже уловил суть нашего аллегорического сравнения, поскольку, исходя из построения текста, можно заключить, что Абдуллаева целенаправленно пытается придать армяно-азербайджанскому конфликту сугубо религиозный окрас, в межэтническую, по сути, проблематику вливает конфессиональную компоненту и в результате вырисовывает образ армянства, как заклятого врага мирового ислама. Конечно же, стратегия эта не нова, и Азербайджан разменял вот уже третий десяток лет в потугах ополчить мусульманские страны против Армении, убедить их в том, что армяне, вступив в конфликт с Азербайджаном, на самом деле, бросили вызов исламской религии, целенаправленно надругались над ее святынями, разрушили мечети, глумились над верой. Самой «перспективной площадкой» для подобного рода работы Баку всегда считал ОСИС (Организация стран исламского сотрудничества), на которой всегда лоббировал эту идею, лицемерно извращая суть карабахской проблемы. Но, поскольку внешнеполитические векторы стран-участниц этой организации достаточно разнонаправленные и, вообще, весь исламский мир не однороден и даже, в некоторых ключевых вопросах разобщен, то пресловутая азербайджанская инициатива обречена на извечный провал.
В самом деле, едва ли возможно представить, чтобы, скажем, Ливан с Пакистаном консолидировано выступали на международной политической сцене с единых позиций во всех животрепещущих вопросах и, уж тем более, оба синхронизировали свое отношение к Армении.
Надо сказать, что Азербайджан, в сущности, давно осознал тщетность своих усилий на этом поприще, разуверился в возможности получения практической, предметной выгоды от своей пропаганды и лишь ради оправдания титанической работы и колоссальных вложений в эту стратегию агитирует пролоббированные в ОСИС некие резолюции и декларативные заявления в качестве огромного политического успеха. Опыт и время показали, что все мусульманские страны, вне зависимости от того, подписывались ли они под подобными декларациями или нет, в практической плоскости не изменили характера своих прямых отношений с Ереваном. Тот же Ливан, как номинально исламская страна, остался верен теплым и откровенно дружественным связям с Арменией. Пакистан же, как и прежде, со времен Беназир Бхутто остался единственной в мире страной-членом ООН, которая не признала суверенитет и независимость Армении. Но от подобной позиции Исламабада Еревану не холодно и не жарко. Азербайджан всегда любил ссылаться на позицию Пакистана, который с удовольствуем смакует тезис об антиисламской политике Армении и армянства в целом. Но в мире даже самой неискушенной публике известно, что корни этой заядлой антипатии происходят вовсе не из трепета Исламабада к символам веры, а из меркантильных интересов, связанных с азербайджано-пакистанскими оружейными контрактами, с приобретением по бросовым ценам бакинской нефти и перечислениями Азербайджаном кругленьких сумм на счета всевозможных религиозных фондов в Пакистане.
Впрочем, переместимся из Пакистана в наш многострадальный регион и опять обратим взор на миловидную ханумку из азербайджанского МИД. Ежели усвоила бы Лейла Абдуллаева предназначенные для ее должностного статуса универсальные правила дипломатической этики, то невежественно не совала бы свой распрекрасный носик в дела взаимоотношений третьих стран, ни в коей мере ее царства-государства не касающихся. И не прибегнула бы по инерции к агитационным уловкам не первой свежести, от которых пользы, как от козла молока. Однако, коли ее заявление все же пошло гулять по миру от имени азербайджанского внешнеполитического ведомства, то стоит здесь озвучить пару незатейливых вопросов, впрочем, честно ответить на которые сотрудники азербайджанского МИД едва ли решатся, даже положа руку на Коран.
Во-первых, пусть Абдуллаева ответит: не возникали ли у Баку проблемы с какой-нибудь исламской страной (к примеру, с Ираном) относительно подавления религиозных свобод и преследования конфессиональных групп на территории Азербайджана?
Во-вторых, как бы отнеслись в Азербайджане к словам пресс-секретаря армянского МИД Анны Нагдалян, ежели бы она дерзнула осудить поздравительные послания Ильхама Алиева ,направленные, скажем, Папе Римскому по случаю праздника Рождества?
В-третьих, Армения участвует в программе гуманитарной помощи Сирии, предоставляя ей продукты питания, оказывая медицинскую помощь раненным и больным, участвует в разминировании территории. Может ли Азербайджан на фактах привести примеры своей помощи этой многострадальной исламской стране?
В-четвертых, Армения оказала посильную помощь мусульманам рохинджа, направив на спасение от голода этой преследуемой этноконфессиональной группе денежную помощь и присоединив свой голос к требованиям на международной арене прекратить ущемлять их права. Можно ли считать после этого, что Армения не имеет морального права поздравлять мусульман, в том числе рохинджа, с праздником Рамадан?
В-пятых, почему ни в одной суверенной мусульманской стране (естественно, за исключением Турции с Азербайджаном) за последние сто лет не разрушено ни одной, повторимся, ни одной армянской церкви? Вместо того там строятся новые святилища и реставрируются старые. Значит ли это, что эти страны не имеют опыта отношений с армянами и не знают об их «исламоненавистничестве»?
В-шестых, где христианские храмы и хачкары Нахиджевана? Или их в толерантном Азербайджане не было? Почему сохранившиеся в Азербайджане руины церквей, все без исключения именуются албанскими?
В-седьмых, может ли Абдуллаева назвать хоть одну мечеть на территории Армении и Арцаха, которая была разрушена за последние 30 лет?
В-восьмых, где были азербайджанцы или, вернее, где обитали их предки-тюрки и какую религию исповедовали, когда христианская Армения выстраивала отношения с исламским миром? Да, эти отношения зачастую были неровными, иногда же выливались из идеологических противоречий в политическую вражду, но с течением столетий выправились и сбалансировались, прониклись глубоким взаимоуважением и мудростью сосуществования. Или сказанное здесь опровергнет араб-суннит, иранец-шиит, алевит и кто бы то ни был еще, кроме тюрка?
Уверяем, что подобных вопросов мы можем здесь сконструировать еще десятки и сотни, и ни на один из них у самой обыкновенной азербайджанской пропагандистки, косящей под надменно-строгую должностную леди, да еще и моралистку, Лейлы Абдуллаевой, прямого и внятного ответа не найдется. Взамен польются лишь потоки штампованных пропагандистских клише, омерзительной лжи, отвлеченных суждений, глупых трафаретов и ничем не подкрепленных обвинений.
Посему моралистические упреки да наставления Абдуллаевой и иже с ней никому ни к черту не нужны. Исламский мир, его традиционно здоровая часть прекрасно осведомлена о специфике и сути армяно-азербайджанского конфликта. Потому и со здравомыслием придерживается нейтралитета в противостоянии, где ей нечего привнести, кроме как настоятельного призыва к миру.