08/06/2020 12:23
Почему Алиев опять угрожает Армении?
Ильхам Алиев вновь приступил к озвучиванию претензий в адрес Армении, а также угроз оспорить не только суверенитет Еревана над «Зангезуром и иными магалами», но и, собственно, правомерность существования всей армянской республики на «исторических землях Азербайджана». На встрече с «вынужденными переселенцами» по случаю сдачи в эксплуатацию нового жилого комплекса азербайджанский президент с серьезным выражением лица толкал речи, которые охарактеризовать каким-нибудь иным определением, кроме как «абсурд» никак нельзя. Согласно Алиеву, Ереван, издревле принадлежащий Азербайджану, был передан армянам недальновидными деятелями АДР, плоды беспечности которых азербайджанский народ, якобы, пожинает до сих пор. Следовательно, из слов президента вытекает, что Баку должен сконцентрироваться на задаче восстановления «исторической справедливости» и, как следствие, осуществить программу ликвидации армянской государственности.
Время показало, что когда Алиев впервые открыто озвучил подобные угрозы на съезде партии «Ени Азербайджан», то это был не эмоциональный всплеск и не оговорка, а продуманный ход. Другой вопрос - имеет ли этот ход перспективу политической выгоды для него или нет. Но после того «знакового» во всех отношениях спича Алиев периодически возвращался к теме претензий к суверенитету Армении, созданной на землях так называемого Западного Азербайджана, что свидетельствует о его намерении постоянно держать эту тему в поле зрения азербайджанского общества.
Конечно, специфическое видение Алиевым исторического прошлого и попытка введения в повестку Азербайджана вопроса о правомерности существования армянского государства в нынешних пределах - это чистой воды авантюра, бредни маразматика, однако, как видится нам, лично для Алиева они имеют свою логику.
Начнем с того, что целей, подвигнувших азербайджанского лидера озвучивать столь иррациональные идеи не одна или две, а целый букет. Прежде всего, Алиев, таким образом, взвинчивает ставки в карабахском конфликте с намерением подвергнуть армянское общество и власть психологическому давлению. Дескать, либо вы уступаете Карабах, либо теряете все.
Далее Алиев, тем самым, трактует по своему и искажает термин «уступки», намертво вплетенный в логику переговоров. Якобы, Азербайджан приемлет подобную формулу, однако свою долю уступок он уже сделал заведомо до проистекающих событий. Следовательно, требуя безоговорочный суверенитет над Карабахом и всем поясом безопасности вокруг него, Баку считает, что такова должна быть цена уступки Еревана. Это как розыгрыши фантомных скидок в магазине, когда товар сбывают по якобы бросовой цене, но на самом деле берут за него ту цену, которая изначально считалась рентабельной по всем параметрам.
Также здесь следует учесть фактор эрдогановской Турции, взявшей на вооружение идеологию возрождения османской гегемонии в регионе с перспективой пересмотра ряда международных договоров, заложенных в основу перекройки границ на Ближнем Востоке в начале прошлого века. Алиев подыгрывает «старшему брату» с ожиданием от него более смелых действий против Еревана и с надеждой заинтересовать Анкару возможностью оспорить сложившийся расклад в Закавказье.
Еще Алиев стремится замять в обществе недовольства по поводу затягивания «карабахского блицкрига». Азербайджанское общество давно устало от обещаний военно-политического руководства страны покончить силой с Карабахом. Вопрос с перевооружением и переобучением армии, согласно поставленным планам, казалось бы, уже решен, ресурсная база восполнена с помощью нефтедолларов, международное сообщество, если верить избитой десятилетиями формулировке «весь мир поддерживает право Азербайджана на восстановление территориальной целостности», вроде бы должно коли не одобрить, то, как минимум, не мешать Баку развязать силовой сценарий.
Но Алиев из личной трусости и осознания пагубности новой карабахской войны не решается ее начинать и тогда пускает в ход новую идею, максималистскую по сути, и потому уводящую в сторону от реальности. Мол, проблема не в Карабахе, уважаемые мои патриоты Азербайджана, а в покровительствующей ему Армении. И пока напрямую не покончим с Ереваном, не ликвидируем субъектность Армении, на возврат Карабаха надеяться не стоит. Эта подмена приоритетов дает возможность Алиеву «задвинуть», собственно, Карабах в долгий ящик, заставить забыть о нем и, тем самым, выиграть время, растянуть власть своей семьи на десятилетия, сфокусировав внимание общества и консолидировав его вокруг более неподъемной задачи. Дескать, Карабах - это хорошо, но слишком минималистично, ибо есть возможность подготовиться и забрать махом не ломтик, а весь пирог целиком. Такой подход напоминает ситуацию, как, если бы охотник на полпути погони за вепрем, вдруг переключится на поиск и выслеживание медведя.
И, наконец, еще одна цель, преследуемая азербайджанским лидером, неким образом связанная с приведенной выше последней версией. Президент Алиев намеренно разбрасывается угрозами в адрес Еревана, игнорируя факт того, что Армения является полноправным членом ОДКБ. Не подозрительно ли это? Ведь если из Москвы неоднократно звучали месседжи о том, что в случае боевых действий в Карабахе Россия не имеет права вмешаться в конфликт, тогда как война Азербайджана непосредственно с Арменией заставит Россию адекватно действовать в интересах своего союзника, то по здоровой логике Алиев должен был сделать все, чтобы по возможности локализовать эскалацию лишь вокруг Карабаха.
Но он не только угрожает милитаристскими выпадами Еревану, но и на практике нагнетает ситуацию на границе с членом ОДКБ. Обострение ситуации в районе Нахиджевана, а также на Тавушском отрезке армяно-азербайджанской границы - яркое тому свидетельство. Посему, не представляется ли возможным, что азербайджанский лидер намеренно ищет хлесткой реакции ОДКБ, даже воплощенную в некую показательную акцию силы Азербайджану? Ведь это в последствии может дать повод Баку, во-первых, обратиться с жалобами к Турции, блоку НАТО, всевозможным недоброжелателям Москвы, а, во-вторых, в глазах негодующего азербайджанского народонаселения на нерешительность президента зафиксировать непреодолимую преграду на пути реваншистских планов в лице ОДКБ и в частности России? Такое развитие гарантированно сняло бы многие вопросы и освободило бы Алиева от необходимости постоянно оправдывать абстрактными причинами свое неумение решить вопрос. Вот, мол, какая неодолимая сила стоит на нашем пути, а для форсирования этой проблемы нам опять-таки потребуются терпение и время.
Конечно, можно еще нарыть и другие причины подобного поведения азербайджанского лидера. По всей вероятности, авантюристские угрозы Еревану - это комплексная задача для Алиева, стремящегося решить ряд серьезных внутриполитических проблем, связанных с утратой доверия азербайджанского народа к персоне президента и его команде. Однако, это все же никак не значит, что нужно игнорировать попытки воплощения безумной идеи в реальность. Ведь не исключено, что сам Алиев, отличающийся обостренным чувством страха перед тем, что называется «война», может и не пойти на этот губительный для него шаг, но подготовленное им ружье, начищенное, смазанное и заряженное может выстрелить с помощью заинтересованных в смещении азербайджанского президента сил.
В подобном случае для Армении совершенно не важна будет истинная цель выстрела. Важен будет факт, что этот выстрел направлен в нашу сторону. Посему готовиться к нему следует со всей серьезностью.