24/06/2020 13:39
От Колумба и Леопольда до Гейдара. Эпидемия памятникофобии доберется до Азербайджана
Так называемый «либеральный мир» охватила эпидемия памятникофобии. Поднявшаяся в США волна протеста против расовой дискриминации очень быстро разрослась до масштабов анархического цунами, которое нынче сотрясает размеренную жизнь демократического Запада. Самыми символичными акциями этого движения стали повсеместные сносы памятников государственным и общественным деятелям.
Так, в США протестующие объявили настоящую войну скульптурам Христофора Колумба, которого они считают родоначальником колонизации Америки, первым ее грабителем и основоположником работорговли. Во многих американских штатах бронзовых, каменных, стоячих и сидячих колумбов начали крушить кувалдами, скидывать с пьедесталов и даже топить в море. Потом добрались до статуй конфедератов, которых обвинили в геноциде по отношении к чернокожим. Бронзовые генералы верхом на конях под всеобщее улюлюканье были опрокинуты под ноги толпы. Демонстранты учинили расправу над памятниками 18-ому президенту США Улиссу Гранту и автору национального гимна Фрэнсису Скотту Ки.
Параллельно тому в Европе буйствует движение солидарных с заокеанскими собратьями сил. Тут тоже заразились новым трендом. К примеру, в Антверпене снесли скульптуру короля Леопольда II, прославившегося выколачиванием денег из африканских колоний, в Лондоне повалили памятник известному работорговцу Эдварду Кольстону, и даже не пожалели Черчилля. Однако последнему повезло чуточку больше. То ли памятник оказался не по зубам крепким, то ли вмешалась полиция, но пришлось скромно довольствоваться лишь его осквернением.
Словом, повеселились и покуролесили так, что аж Мартин Лютер Кинг перевернулся в гробу, а прах Махатмы Ганди завихрился в урне.
Иной вопрос, почему вспыхнуло с такой силой это движение, как вобрало в себя массу проблем социального и политического толка, каким образом оно нынче генерирует общественное недовольство, вобрав в себя эклектическую идеологическую смесь. Все это – тема для размышлений высоколобых аналитиков.
Мы же лишь заметим, что война против памятников – нечто большее, чем анархия и вакханалия хулиганства. Это отвержение эпохи и неприятие изжившей себя идеологии, вместе со всей системой уклада общественно-государственной жизни. Памятник – есть символ незыблемости неких ценностей. Снос памятника толпой – есть категоричный отказ от этих ценностей, с выдвижением запроса на переустройство и формирования новой идеологической матрицы.
С этой точки зрения война против памятников – это наисерьезнейший сигнал. Ведь когда в Москве на Лубянке сносили «железного Феликса», это не было методом протеста конкретно против НКВД или КГБ. Это было символическим актом по сносу всей системы.
Когда тапками лупили повергнутые статуи Саддама (на Востоке, в арабской среде это считается наивысшей формой оскорбления), это было не только проявлением ненависти к личности диктатора, но демонстрацией похорон всей диктаторской эпохи в целом.
Лично мое отношение к происходящему на Западе неоднозначно. Слишком много там противоречий. Да и не дело - посторонним судить, тем более, злорадствовать по поводу разгула страстей в либералистической ойкумене.
Но что касается соседнего нашего с вами царства-государства, то тут я на полных правах атомистической частички «врага N 1», с нескрываемым удовольствием буду следить за происходящим по подобному сценарию.
Уверяю, что уже не за горами тот день, когда доведенная до ручки, обезумевшая толпа пойдет крушить памятники Гейдару Алиеву. Благо памятников общенациональному Бабе возведено по всему Азербайджану с избытком. Площади и скверы городов, административные здания, сельские муниципалитеты, школьные уголки, музеи и всевозможные культурные учреждения кишмя кишат широченным набором каменных, металлических, гипсовых гейдаров в полный рост, в гротескно-монументальных укрупненных масштабах и в более скромных, уменьшенных бюстовых формах. Каждому бунтарю из протестующих масс непременно достанется свое изваяние осточертевшего общенационального идола, настырно навязанного правящим режимом порабощенному народонаселению.
Излишне здесь говорить - почему это произойдет. Все уже сказано и пересказано сотни и тысячи раз. Все и так ясно. И уж если памяти таких государственников и столпов общемировой истории, как Колумб, Вашингтон, Черчилль, Де Голль нынче суждено, воплощенной в памятники, быть растоптанной взбешенными толпами, то Гейдару Алирзаевичу, учинившему на Апшероне династическую тиранию сиракузского разлива и превратившего всю страну в гигантскую резервацию бесправных гардашей, и подавно придется в кои-то веки расплачиваться за содеянное позорным демонтажем своего искусственного культа.
Эти времена грядут.