02/07/2020 10:50
Степанакерт выступил с грамотной и сильной инициативой
1 июля МИД Азербайджана распространил официальное заявление по поводу проведенной в формате видеоконференции встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ. В сущности, заявление это было лишено информативной свежести и в содержание свое вобрало изъеденные ржавчиной тезисы, которые Азербайджан вот уже десятки лет повторяет как тибетские мантры, упрямо не желая свыкнуться с реалиями. А еще мамедъяровская контора в этом заявлении огрызнулась на Мнацаканяна за произнесенный им в ходе выступления термин «народ Карабаха». С легкой руки неуемной Лейлы Абдуллаевой и с одобрения господина Мамедъярова опять завертелся единственный «трек» на шарманке: «нет никакого народа Карабаха», «есть понятие «армянская и азербайджанская общины Карбаха», «оккупационная армия Армении», «изгнанные со своей земли азербайджанские беженцы», и т.д. с обязательным припевом про территориальную целостность.
Словом, официальный Баку в очередной раз продемонстрировал сеанс страусиной политики, подтвердив свое глубокое убеждение в том, что если он зарывает голову в песок, то объективная реальность, окружающая Азербайджан, от этого перестанет существовать. Но это еще полбеды, поскольку при этом Баку настырно продолжает долбить и своему обществу, и международному сообществу, и даже самому карабахскому народу с властями, чтобы они все гурьбой последовали примеру азербайджанского официоза, начхав на то, что видят собственными глазами и ощущают в реальной действительности. Дескать, вы не верьте, что карабахский народ существует, что у него есть де- юре избранные власти, довольно сносно исполняющие свои обязанности в отношении этого самого народа, не верьте, что Карабах сам по себе уже тридцать лет является фактором в геополитическом раскладе региона и определенно имеет влияние на политические процессы вокруг себя. Мол, нет субъектности Карабаха и все тут. Одно пустое место…
А между тем это самое «пустое место» на днях инициировало весьма грамотный и сильный политический ход. 29 июня президент Арцаха Араик Арутюнян официально заявил, что Степанакерт протянет руку помощи оказавшимся в тяжелой социально-экономической ситуации ливанским армянам. «Несмотря на то, что экономические проблемы не обошли стороной и Арцах, правительство Республики Арцах в рамках своей общенациональной ответственности обсуждает объем помощи, которую мы сможем оказать ливанским братьям и сестрам из своих имеющихся ограниченных средств».
Далее, 1 июня депутат арцахского парламента Давид Мелкумян заявил, что в результате обсуждений между руководителями соответствующих госорганов принято решение и достигнута договоренность направить произведенные в Арцахе медицинские принадлежности в Калифорнию для помощи нашим соотечественникам и дружественному народу США.
«Помощь, конечно, не велика и будет носить символический характер, - отметил Мелкумян, - однако тем самым Республика Арцах в рамках своих возможностей присоединится к всемирной борьбе с пандемией COVID-19». Естественно, что страусы из высоковластных бакинских кабинетов, брызжа слюной окрестят эти инициативы авантюрным спектаклем, будут брыкаться в потугах их осмеять, а оболваниваемый ими гардашьий охлос, сообразно своему интеллектуальному уровню, пустится гоготать на форумах и швыряться издевками. И лишь единицам из них хватит ума понять и хватит смелости признаться себе, что Карабах, тот самый, которому пораженцы с пеной у рта пророчили хаос безвластья и бандитизма, бесславное существование и, в конце концов, голодную смерть, ныне с достоинством может позволить себе оказывать гуманитарную поддержку братьям по крови, гражданам иностранных государств, которые сами когда-то протянули руку помощи страждущим в пепелище войны арцахцам. Пусть карабахская гуманитарка окажется скромной по масштабам, пусть ее хватит хоть одному проценту, хоть пол проценту нуждающихся собратьев в Ливане и Калифорнии. Но этот прецедент сам по себе неоценим, прежде всего, в плане сплочения и взаимоподдержки нации с формулой реверса. Это, без всяких прикрас – моральное достижение, доказывающее, что вклад нации в дело карабахской победы приносит свои плоды.
Однако кроме прочего, это еще и акт того, что называется реал-политик. Он уже явственно высвечивает контуры субъектности Арцаха на международной арене, как самоорганизованной государственной единицы, самостоятельно берущий свою долю ответственности за гуманитарную и социальную безопасность в мире, вне зависимости от того, под каким статусом она фигурирует или нет в нынешней документации ООН.
А как думают по этому поводу в азербайджанском МИД? Может и на сей раз не сочтут это за весомый вклад в политическую копилку Арцаха?
И последнее. Учитывая манеру поведения мамедъяровской конторы, следует ожидать, что азербайджанский МИД должен немедленно выразить протест правительствам США и Ливана за согласие принять гуманитарную помощь от «марионеточной клики сепаратистов» или «незаконного режима, установленного на оккупированных территориях Азербайджана». Ведь адресаты помощи – граждане этих стран.
Ну что ж, ждем реакции азербайджанского МИД.
Или все таки слабо?