11/07/2020 12:34
Борьба «ястребов» и «голубей» в Азербайджане. Под Мамедъярова подкапываются
В азербайджанском МИД происходят интригующие события. 3 июля на официальном сайте СГБ Азербайджана появилась информация о том, что сотрудники госбезопасности проводят спецоперацию в здании внешнеполитического ведомства. Разъяснения относительно причин, целей и методов этой спецоперации были обтекаемы и туманны: «Следственно-оперативные мероприятия проводятся на основании информации, поступившей в СГБ в связи с тем, что некоторые должностные лица МИД АР умышленно использовали свои полномочия против интересов службы и допустили многочисленные незаконные действия, наносящие значительный ущерб охраняемым законом интересам общества и государства». Сводка абсолютно была лишена какой-либо конкретики, однако анализ и сопоставление некоторых, на первый взгляд, ничего не говорящих деталей косвенно свидетельствовали о том, что на сей раз речь идет о целенаправленной чистке в МИД. Ведь когда пару лет назад разразились позорные скандалы, связанные с контрабандной перевозкой в Европу по дипломатической почте низкокачественного азербайджанского вина или воровства консервированной осетровой икры, предназначенной для арабских монархов, никаких комплексных правовых мер предпринято не было. Эти дела были замяты.
И вдруг теперь мидовцами занялись правоохранители, да не абы кто, а структуры СГБ, из чего можно было заключить, что речь идет об интриге политического свойства.
В той же сводке было обещано держать общественность в курсе дела, и спустя два дня со стороны СГБ эти разъяснения все же последовали. В частности, стало известно, что спецслужбистами с подозрениями в коррумпированности, растрате ведомственных средств, вымогательстве взяток от иностранных граждан в связи с визовыми обращениями были задержаны начальник хозяйственного отдела министерства Салим Ализаде, начальник консульско-юридического отдела Нурпаша Абдуллаев и начальник управления МИД, председатель тендерной комиссии министерства Фархад Моллазаде.
А вот здесь интрига завернулась еще круче, поскольку упомянутый господин Моллазаде, как известно, самый что ни есть близкий друг Эльмара Мамедъярова.
Можно только предполагать, в каких именно преступлениях его подозревают и виновен ли он на самом деле или нет. Но неоспорим факт того, что арест и расследование в отношении Моллазаде – это очень сильный и расчетливый удар по позициям министра Мамедъярова. Очень может быть, что министра хотят опрокинуть именно таким способом, то есть, прежде всего, дискредитируют его окружение.
Вообще, информация о недовольстве некоторых групп во власти действиями Эльмара Мамедъярова периодически просачивалась на страницы азербайджанской прессы. Некоторые провластные СМИ даже охотно уделяли площадку для некоторых экспертно-политических кругов, которые нещадно критиковали Мамедъярова и его тактику, в частности, в деле ведения карабахских переговоров.
К примеру, взять того же экс-министра иностранных дел Тофика Зульфугарова, который постоянно давал тематические интервью провластному, радикально-националистическому ресурсу minval.az и практически всегда в них обличал действия Мамедъярова, как мягкие, чересчур осторожные и сглаживающие более жесткие подходы к вопросу со стороны президентской администрации и силовых ведомств. Неофициально Мамедъяров считается в азербайджанских властных кругах «голубем», то есть, уполномоченным должностным лицом, которое пытается склонить президента к продолжению ведения политики по Карабаху в русле поисков мирного решения конфликта. Это подтверждается некоторыми утечками и из армянских «околопереговорных» кругов, которые обрисовывают Мамедъярова, как человека довольно коммуникабельного и легкого в общении, который, бесспорно, учитывая максималистские осевые установки своего патрона Алиева, все же старается удерживать диалог с армянской стороной в конструктивном поле. Как опытный политик и дипломат, Мамедъяров, конечно же, понимает, что именно его сфера – дипломатия сохраняет тот маневренный запасной путь, который может обеспечить Азербайджану способность отхода от опасной стези эскалации, на которую слепо подталкивают страну «ястребы». Поэтому, можно представить, какое давление испытывает министр и его сторонники внутри Азербайджана, начиная оголтелой критикой политической позиции министра и кончая вбросом в СМИ щекотливых данных о семье министра, его детях и финансовых возможностях его семьи. В частности, к кампании по дискредитации Мамедъярова можно отнести появляющиеся время от времени в прессе видеоматериалы с семейных торжеств Мамедъяровых, справляемых ими в США, а также публикации данных о приобретении на имя его детей фешенебельных квартир в западных странах.
Тем самым, можно смело предположить, что операция СГБ в здании МИД – это в первую очередь, политическая, но никак не имеющая отношения к мероприятиям по искоренению чиновничьего беззакония акция. МИД - это одна из ключевых структур Азербайджана, обеспечивающая политическим кругам коммуникацию с внешним миром и крупнейшими мировыми игроками, и поэтому здесь скрещиваются и сталкиваются интересы «ястребов» и «голубей», противоборствующих кланов, старых и новых элит.
Очевидно, то, что ныне происходит с азербайджанским МИД – есть результат борьбы за политический контроль над важнейшей сферой.
Под Мамедъярова подкапываются…