14/08/2020 12:35
Правоохранительный пиар-бардак. Голос Армении
Газета Голос Армении пишет: На днях Давид Санасарян предложил отправить в отставку одного из самых примечательных, но и неприметных до безликости руководителей правоохранительной сферы - генерального прокурора Артура Давтяна. Обращаясь в поисках правосудия к премьеру Пашиняну, глава государственной Контрольной службы с приостановленными более года назад полномочиями сообщил, что, мол, Давтян занимается саботажем и что "после смены руководителей силовых ведомств народ очень ждет смены генпрокурора". "Чтобы не было разночтений", Санасарян предложил отправить в отставку и себя самого.
К АВТОРУ ЭТОЙ ЗАПИСИ В СОЦСЕТИ ФЕЙСБУК - одному из самых рьяных поборников "бархатной революции" и сторонников Никола Пашиняна, одновременно ставшему одной из первых жертв созданного властью управленческого хаоса, можно относиться по-разному. Бесспорно одно: Санасарян оказался и одной из бесчисленных жертв воцарившегося с приходом к власти команды Пашиняна хаоса правоохранительного. Одним из символов которого является обвиняемый им в саботаже Давтян, который, несмотря на кадровую свистопляску в руководстве других ведомств, прочно сидит на своем месте. Можно смело предположить, что именно за то, что отлично выполняет главное поручение: создавать и поддерживать хаос.
Уголовное дело против Санасаряна было возбуждено в апреле 2019-го, его полномочия были временно приостановлены. С тех пор не произошло никаких изменений в статусе главы ГКС, и нет никаких надежд, что в дело будет внесена наконец ясность и важная государственная структура обретет своего начальника - старого или нового, уже даже не суть важно. Сколько такого рода дел было возбуждено, а затем заброшено, будучи не закрытыми и не раскрытыми, - вопрос риторический: много, слишком много. Сколько из них были чистой пиар-акцией, направленной на решение определенных задач политического либо имиджевого характера, - этот вопрос имеет тот же ответ: много, слишком много.
Технологии достаточно просты и лежат на поверхности. Например, совершается какое-либо преступление, получающее громкий резонанс и вызывающее бурное возмущение общественности. Скажем, нападение на редакцию СМИ. Или озвученное на митинге оскорбление в адрес президента Арцаха. Или нападение на спокойно гуляющего в центре города лидера одной из армянских партий - известного и заслуженного деятеля. Или вторжение в дом одного из известных адвокатов как акции устрашения его семьи. В том числе маленького ребенка. Или…
Привожу примеры из сразу приходящих на ум, без какой-либо селекции, и понимаю, что память подбрасывает все новые и новые - бесчисленные образцы правоохранительного бардака, уже даже не хаоса. Потому что ни одно из возбужденных по этим и множеству других инцидентов дел не было доведено до конца, ни в одном из них виновные - даже хорошо известные и не думавшие прятаться, как, к примеру, публично оскорбивший президента Арцаха или напавшие на резиденцию Католикоса - не были официально выявлены, не были привлечены к ответственности, подвергнуты суду и не получили наказания. НИ В ОДНОМ!
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ПИАРА - вбрасывание в общество громкой информации о том, что, дескать, перед законом все настолько равны, что даже высокопоставленные чиновники могут быть привлечены и наказаны. Смехотворный случай со штрафом супруги премьера - примитивный до нижеплинтусности пример. Дело против Давида Санасаряна - именно из этой серии, одно из наиболее показательных в контексте лицемерного "пиар-правосудия". Но на днях был подброшен еще один яркий образчик, на сей раз в отношении одного из наиболее проштрафившихся и нещадно критикуемых чиновников - министра здравоохранения, вопрос отставки которого настолько перезрел, что уже даже не поднимается обществом.
Так вот, 6 августа СМИ сообщили, что комиссия по предотвращению коррупции возбудила производство против Арсена Торосяна на основании случая явного столкновения интересов. А именно: согласно данным data.hetq.am, Минздрав заключил договоры о предоставлении услуг с компанией "Мибс", директором которой является жена министра Вардануш Теванян. В результате за период пребывания Торосяна на посту министра Минздрав заключил с указанной компанией 5 договоров на общую сумму 124 млн драмов, в то время как до его назначения было заключено два таких договора.
Более точные данные предоставил председатель Национального совета здравоохранения Армении Геворк Григорян. На своей странице в Фейсбук он сообщил, что госзаказ учреждения, возглавляемого супругой министра, увеличился с 24 миллионов драмов до 120 миллионов драмов. То есть в 5 раз! "Вот именно так они могут себе позволить приобрести дорогие автомобили и частные дома", - с горькой иронией отметил Григорян, намекая на опубликованные в прессе сведения о приобретении в прошлом году супругой министра дорогостоящего автомобиля. От себя напомним, что в СМИ также муссировался тот факт, что, согласно декларации жены Торосяна за 2019 год, ее доход от деятельности компании составил порядка 24 миллионов драмов (около 48 тысяч долларов). Подчеркну: это лишь официальные данные.
МИНЗДРАВ ОГРЫЗНУЛСЯ СРАЗУ ЖЕ, ЕСТЕСТВЕННО, напрочь отрицая, казалось бы, очевидное. "Столкновение интересов является мнимым, поскольку министр или его супруга не являются пайщиками ООО, кроме того, они не получали никакой имущественной выгоды от заключения с министерством договоров, - заявила пресс-секретарь министерства. - Заключенные договоры не являются дотациями или дарственными, - сказала Алина Никогосян, добавив: - Это контракты о предоставлении медицинских услуг, на которые имеют право все граждане страны".
При этом она не опровергла опубликованных сведений о возрастании доходов супруги министра в 5 раз, что позволяет считать их достоверными. Как ранее не была опровергнута информация о доходах и дорогостоящих приобретениях г-жи министерши. Взамен - одни лишь патетические восклицания и голословные заявления, рассчитанные разве что на пресловутых погосов. Потому как для мало-мальски образованных и мыслящих граждан конфликт интересов со всеми вытекающими отсюда выводами не может не вызывать ни малейшего сомнения.
Но… дело сделано: Никол Пашинян стремится показать, что, смотрите, мол, даже такой неприкасаемый, как Арсен Торосян, равен перед законом и может быть привлечен к ответственности за неправомерные действия. А пресс-секретарь Алина Никогосян подчеркивает, что в случае необходимости министр либо его представитель представят свои аргументы.
Думается, однако, что никаких аргументов и не потребуется. Это дело также благополучно утонет в том правоохранительном бардаке, в недрах которого успешно захоронены десятки, если не сотни возбужденных, в том числе весьма громких дел. Арсену Торосяну не придется представлять "аргументы", не только потому, что таковых нет. Но еще и потому, что никто у него их не запросит. Комиссия по предотвращению коррупции просто забудет, что возбудила такое производство, а супруга Торосяна продолжит получать госзаказы благодаря должности своего мужа и, возможно, сменит свое авто на более престижное и дорогое. И пусть пресса пишет что угодно - Торосян неприкасаем. И, конечно же, не только он.
В ЭТОМ СМЫСЛЕ СТОЛЬ ЖЕ ПОКАЗАТЕЛЕН ДРУГОЙ получивший общественный резонанс случай - с участием лидера организации "Адеквад" Артура Даниеляна и одного из самых скандальных пашиняновских чиновников: вице-спикера НС Алена Симоняна. Как известно, в произошедшей между ними стычке обвинили одного лишь Даниеляна, хотя именно Симонян первым применил насилие. Объяснение ССС, явно претендующее на новое слово в истории мирового сыска, выглядело настолько нелепо, что стало объектом бесконечных насмешек и издевательств в соцсетях: Симонян, дескать, находился в состоянии сильного душевного волнения, оттого и ударил оппонента. Сразу после этого в сети появилось видео инцидента, на котором четко видно, как именно "слишком взволнованный Симонян" буквально бодает Даниеляна лбом.
Смеем предположить, что и это дело будет замято. И именно потому, что все шито даже не белыми, а белоснежными нитками. Продолжать обвинять одного оппозиционера в случившемся у ССС явно не получится, а Ален Симонян - фигура такая же неприкасаемая, как и Торосян. Да и не нужны сейчас власти такого рода судебные дела, в которых селективность и ангажированность правосудия выпирают слишком нагло, чтобы позволить себе подобное - чай, не 2018-й на дворе с его казавшимся безразмерным доверием к шагающим.
Потому что только в 2018-м Никол Пашинян мог позволить себе заявление, которое, собственно, и положило начало тому правоохранительному пиар-бардаку, который мы имеем сегодня: "Мы можем сказать, что дело "1 марта", по сути, раскрыто в полном объеме. Я вновь со всей ответственностью заявляю: никто из преступников, главарей преступников не избежит ответственности. Сейчас многие, которые понимают, что их часы сочтены, что их место в тюрьме, что они дадут ответ перед народом, начали себя позиционировать в качестве жертв политических репрессий. И никто не спрашивает: если вы жертвы политических преследований, что вы делаете на свободе? Или вам кажется, что мы не знаем, как звонить судьям и принуждать их принять то или иное решение?"
Прошло с тех пор, напоминаю, два года.