08/09/2020 14:52
«Голос Армении»: Таких журналистов, как Дана, пора заносить в Красную книгу…
Газета «Голос Армении» пишет: Бывают люди, встречи с которыми, пусть даже короткие и нечастые, остаются в памяти навсегда, а человек этот просто входит в твою жизнь. Такой была Дана - журналист с большой буквы, человек безупречной честности и принципиальности, настоящий и бесстрашный профессионал. А еще - обаятельная и общительная женщина с острым умом и таким же острым глазом, очень живая и непосредственная в своих реакциях на происходящее. 4 сентября Дана Мазалова скончалась в пражской больнице, ей было всего 66 лет…
По специальности она была юристом, по призванию - журналистом. Истинным, таким, кто всегда, в любой ситуации стремится докопаться до правды, какими бы опасностями это ни грозило ей самой. Она доказывала это потом много раз и никогда не отступала, хотя угрозы в ее адрес поступали постоянно. А еще Дана обладала большим и добрым сердцем, способным откликаться на беду далекого и, казалось бы, чужого народа. После Спитакского землетрясения она стала одним из организаторов гуманитарной помощи Армении, а затем участвовала в организации отдыха 80 оставшихся сиротами армянских детей в Чехии. Тогда же Дана написала сценарий документального фильма "В стране под Араратом", который не раз был с успехом показан в эфире Чешского телевидения.
… С чего начались ее отношения с Арменией - с той страшной декабрьской трагедии? Я не успела задать ей этот вопрос во время наших встреч и уже никогда не спрошу… Но факт в том, что с тех пор Дана оказалась связана с армянским народом, с Арменией и Арцахом крепкими нитями. Эти нити протянулись сквозь множество тяжелейших испытаний, доставшихся на долю армянского народа в период первой Карабахской войны, потому что чешская журналистка была одним из тех представителей СМИ, кто считал своим долгом регулярно приезжать в регион, чтобы писать правду о происходящем здесь. В 1990 году она стала собкором Чешского радио в Москве, и с тех пор вопрос Арцаха стал для нее одним из самых важных в профессиональной карьере. Она много раз приезжала в регион и писала, писала, писала - чтобы миру стали доступны и понятны суть и смысл борьбы народа Арцаха.
В опубликованных сегодня материалах, посвященных ее памяти, Дану Мазалову называют большим другом армянского народа. Она действительно была нашим большим и искренним другом, но важнее всего для нее была истина - то, что она видела и слышала сама, в чем была убеждена и считала своим долгом донести до международного сообщества. Именно поэтому столь велика ее роль в расследовании того, что произошло под Агдамом в ночь на 26 февраля 1992 года, "ходжалинских событий". Именно она одной из первых засомневалась в правдивости азербайджанской версии произошедшего.
Эксклюзивное интервью Даны с тогда уже экс-президентом Азербайджана Аязом Муталибовым, опубликованное в "Независимой газете" спустя всего месяц после событий, 1 апреля 1992 года, стало в этом смысле откровением и первым шагом на пути к истине. В этом интервью Муталибов признался в том, что случившееся с жителями Ходжалу стало результатом внутриполитических интриг, нацеленных на отстранение его от власти: "Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить разоблачающие их в фашистских действиях документы. Можно предположить, что кто-то был заинтересован в том, чтобы потом показать эти кадры на сессии ВС и все сфокусировать на моей персоне…"
Эти слова стали настоящей бомбой в расследовании причин ходжалинской трагедии и положили начало разрушению глобального мифа, который так старательно создавался азербайджанской пропагандистской машиной с целью обвинить армян в чудовищном преступлении. Дана внесла свой существенный вклад в это расследование вовсе не потому, что она была другом армянского народа. Прежде всего она была профессионалом, журналистом, для которого истина в любом случае превыше всего, и она добивалась истины и защищала ее и в этом сложнейшем вопросе.
Ходжалинские события, однако, вошли в ее журналистскую жизнь не только в связи с интервью Муталибова. Дана дружила с азербайджанским оператором и репортером Чингизом Мустафаевым, который снимал тела убитых сперва 28 февраля, а во второй раз - 2 марта, он также сомневался в официальной версии происшедшего и не боялся публично говорить о своих подозрениях. "Чингиз, с которым мы познакомились в Кисловодске, в своей квартире рассказал мне, как убивали этих людей, ломали колени, чтобы они не могли идти. На следующий день у меня должно было состояться интервью с Муталибовым. Я не могла не спросить о том, что я видела на этих кадрах, снятых Чингизом. Я просто не упомянула имени Чингиза, чтобы не навредить ему. Однако через два месяца Чингиз был убит…" - вспоминала Дана.
Она не уставала рассказывать все это перед камерами и диктофонами, получая взамен множество угроз. Но как бы ни была велика роль Даны Мазаловой в раскрытии правды о событиях 26 февраля под Агдамом, очень не хочется, чтобы в Армении ее запомнили только как автора знаменитого интервью с экс-президентом Азербайджана. Потому что Мазалова продолжала оставаться бойцом журналистского фронта справедливости на протяжении всей своей жизни: она защищала эту правду и в парламенте Чехии, когда там обсуждали вопросы, связанные с Арменией, в том числе с признанием Геноцида, и в Европейском парламенте в аналогичных ситуациях, и с многочисленных иных трибун, и в интервью для прессы.
… Дана несколько раз приезжала в Армению и Арцах уже в поствоенные годы, у нее множество друзей в нашей стране. Очень сложно поверить, что ее больше нет, настолько ярким, неординарным и живым человеком она была. Больно думать, что никогда больше не придет электронное письмо с ее оригинальной подписью "вот это ДА!", в которой она с юмором обыгрывала свое имя. Что мы никогда больше не увидим ее в Ереване, не услышим хрипловатый голос, рассказывающий о Карабахской войне и о том, чему она лично была свидетельницей, а еще о многом другом, что ее волновало в нынешней непростой жизни. Множество воспоминаний, связанных с Даной, теперь уже не пополнятся новыми…
Честность и принципиальность журналиста в сочетании с высоким профессионализмом сегодня большая редкость, и таких журналистов, как она, воистину пора заносить в Красную книгу. Дана Мазалова обладала этими качествами в полной мере, и именно такой ее запомнят все, кому довелось общаться с этой необыкновенно интересной, умной и храброй женщиной. Светлая память тебе, Дана-джан…