21/09/2020 13:40
Разыгрывая «курдский фактор», Турция замышляет операцию по силовому решению карабахского вопроса
Турция готовит почву для военного вмешательства в карабахский конфликт. 18 сентября хаккин.аз опубликовал статью за авторством главреда Эйнуллы Фатуллаева «Тысячи курдских боевиков прибывают в Карабах по маршруту Сулеймание – Сейран Бенд – Керманшах – Карабах».
Заголовок уже вскрывает суть публикации, которую здесь досконально пересказывать не будем. Желающий может сам ознакомиться с ней в сети. Однако сделаем пару замечаний и аргументируем вывод, который мы заведомо сформулировали уже в первых строчках данной заметки.
Тема использования армянами курдских формирований в боевых действиях против Азербайджана муссируется азербайджано-турецкой пропагандой уже давно. Анкаринские и бакинские СМИ периодически распространяли дезинформацию по поводу, якобы, наличия в Карабахе каких-то лагерей, где базируются боевики РПК, проводят там тренировки, лечат раны, полученные в боях против турецкой жандармерии, и параллельно тому интегрируются в систему оборонительных сил армян на случай эскалации карабахского конфликта.
Особо изощренными на эту тему были фантазии гражданина Турции, некоего Гекселя Гюльбея, главы ультранационалистической организации с кричащим названием «Международная ассоциация против необоснованных армянских претензий». Этот товарищ с явными признаками психических отклонений не раз заявлял, что курдские боевики свободно передвигаются через турецко-армянскую границу, и что, помимо Карабаха, они освоили базы в Ереване, Гюмри и даже Спитаке. Для полного представления о степени ущербности его суждений следует здесь напомнить о том, как Гюльбей однажды заявил, что Армения наняла 8000 афганских моджахедов для войны против Азербайджана.
Вызывает недоумение не столько заведомая ложь подобных утверждений (фейковая война – обыденное явление в наши дни), сколько качество подаваемой дезинформации. А оно, насколько можно судить по стилистике выше упомянутого субъекта и ему подобной пропагандистской братии, чрезвычайно низкое, сметающее даже малейший намек на правдоподобие.
И вот, уже за задание по раздуванию старой темы взялся самый привилегированный и обласканный алиевским режимом пропагандист. Но Фатуллаев - журналист маститый и искушенный в делах конструирования дезинформационных вбросов, поэтому за дело он взялся не абы как. Он хорошо понимает, что сама запущенная «утка» не может вызвать сколь-нибудь серьезного внимания к себе, если не снабжена описанием неких подробностей, которые должны придать достоверности всей выдуманной истории.
Поэтому он решил обставить фейк всевозможными именами, местами конфиденциальных встреч и иными подробностями. Нагромождая свой текст ворохом деталей, Фатуллаев стремится убедить читателей, что, якобы, посол Армении в Багдаде Грачья Поладян пытался выбить военную помощь Армении со стороны президента Курдской автономии в Ираке Нечирвана Барзани, однако, получив отказ, в итоге заручился поддержкой другого именитого курдского клана – Талабани, члены которого взяли обязательство переправить на территорию Армении боевиков РПК и близких к ним по духу других формирований.
Затем Фатуллаев описывает маршрут и способы переброски отрядов в составе нескольких тысяч (!) курдских бойцов в Карабах, где, якобы, они будут готовиться к войне с турецко-азербайджанскими силами.
Не стоит разбирать и опровергать подетально всю эту уродливую ложь, тем более, что сам пропагандист допускает в своём «сенсационном разоблачении» массу киксов. К примеру, как получилось, что многотысячные отряды вооруженных курдов так спокойно прошли перед носом иранского КСИР и пешим ходом переправились через армяно-иранскую границу. Причём, сделали это в тот самый момент, когда КСИР развернул на северо-западе беспрецедентное количество сил и средств для борьбы с террористами. Или чего только стоит утверждение Фатуллаева о том, что курдские боевики в Карабахе должны будут обучать армян методам ведения боя. Хорошо, что не будут показывать, как управлять самолетом или как выявлять цели для баллистической ракеты «Искандер».
В целом же, вся эта фатуллаевская стряпня, усердно выдаваемая за факты, аргументирована одной единственной отсылкой на «наши достоверные источники, близкие к правительству Ирака». Хотелось бы понять, это какие такие источники в Ираке передали Фатуллаеву информацию с три короба? Напустил, что называется, туману и был таков. Однако, не суть. Очередная глупая и неряшливая работа не выдерживает критики, даже если за неё взялась такая «глыба», как Фатуллаев.
Но вопрос совершенно в другом. Дело в том, что упомянутый фейк полностью вписывается в логику действий Анкары и Баку по созданию почвы для прямого вмешательства турецких сил в карабахский конфликт. Заявления Эрдогана и Хулуси Акара о безоговорочной поддержке Баку, инициация широкомасштабных совместных учений, зондирование настроений вбросами о намерениях основать базы в Азербайджане и, наконец, данные о переброске в Нахиджеван исламистов из Сирии подтверждают наличие планов по вмешательству турецкой милитаристической машины в армяно-азербайджанский конфликт. Турция замышляет операцию по силовому решению карабахского вопроса с высокой долей своего непосредственного участия в ситуации, когда Азербайджан более не в состоянии справиться с проблемой в одиночку ни в силовом, ни в дипломатическом плане.
Но для такого дерзкого действия, которое, без сомнения, повлечёт жёсткую реакцию международного сообщества и, прежде всего, России с Ираном, Анкаре нужны веские причины, которых ныне нет. Если же их нет, то значит следует таковые придумать. Придумать и тем самым оправдать участие в намечающихся боевых действиях в Карабахе турецких прокси, применение турецких систем вооружений, вовлечение в управление боем турецких специалистов и инструкторов, использования широкого спектра разведданных из турецких систем слежения и мониторинга.
Что же может оправдать подобное неприкрытое вмешательство Анкары в южно-кавказские дела, если не пресловутый курдский фактор? Тот самый, используя который, Турция инициировала вторжение в Сирию и Ирак? Борьба с «курдским терроризмом» - любимый конек Анкары, при помощи которого она оправдывает не только аннексию сопредельных территорий, но и усиление из года в год тоталитарных замашек внутри страны. Очевидно, что проблемы «младшего брата», помноженные на ревизионистские амбиции «старшего» ставят перед тандемом задачу конструирования необходимой информационной завесы, согласно которой, курдский фактор, якобы, теперь уже дестабилизирует Южный Кавказ, создавая угрозу безопасности Турции непосредственно у ее восточных границ.
Кстати, в такую версию удачно вписывается факт присоединения усилий и слаженного координирования информационных потоков, решение о чем было принято на встрече в Турции между работниками СМИ из Анкары и Баку. Напомним, что азербайджанскую делегацию на этих консультациях возглавлял глава отдела по внешним связям президентской администрации, небезызвестный Хикмет Гаджиев, тот самый, кто курирует нынче государственную пропаганду по карабахской тематике.
Таким образом, следует заключить, что Баку с Анкарой изощряются в потугах создать необходимые предпосылки для дестабилизации ситуации в регионе и мотивируют вмешательство Турции в армяно-азербайджанские дела в той или иной форме, с целью нарушения установившегося здесь военно-политического баланса. Вероятно, это задача-максимум. Задача-минимум предполагает с помощью манипулятивного использования дезинформации о наличии в Карабахе курдских баз, выбить у Москвы с Тегераном право полноценного участия, как экзистенциально заинтересованной стороны, в формировании новых военно-политических раскладов в Южном Кавказе.