29/10/2020 09:50
Война нервов. Битву выиграет не тот, у кого больше пушек и беспилотников
Самую точную характеристику нынешней ситуации на арцахском фронте дал представитель МО Армении Арцрун Ованнисян. Текущие действия он назвал «войной нервов» и с ним нельзя не согласиться. Стороны, очевидно, израсходовали ощутимую часть своего боевого потенциала, изрядно истощили арсеналы вооружений, понесли значительные потери в живой силе и, в результате, заметно убавили стихию и мощь столкновений первых двух недель войны. Наступила новая стадия противоборства.
Что касается нынешних действий армянской стороны, то они в сложившейся ситуации направлены на минимизацию потерь среди личного состава армии, мобрезервов и ополчения, с параллельным использованием возможностей нанесения максимального урона противнику в новых условиях. Именно этим объясняется решение армянского командования оставить неблагоприятные низинные позиции в долине реки Аракс, передислоцироваться в предгорья Арцаха и пресекать артиллерией попытки вражеских частей продвинуться к стратегически важному Лачинскому коридору.
В свою очередь, азербайджанская сторона ценою неимоверных потерь смогла занять узкую речную долину, но развить «успех» дальше, очевидно, уже не в состоянии.
Открывшийся новый стокилометровый фронт заметно истощил её ударный потенциал и создал проблемы для коммуникаций передовых частей с тылом. Тяжёлая гусеничная техника для прорыва через узкие ущелья к Лачину не годится. Да и осталось её в арсенале азербайджанской армии не совсем много. Лёгкие колёсные бронетранспортёры тоже становятся уязвимой мишенью для армянских частей, занявших высоты у дорог. Горная «зелёнка» затрудняет эффективные действия разведывательных и ударных дронов, которые в условиях равнины сослужили азербайджанцам хорошую службу.
В сложившейся ситуации, когда на севере и востоке Карабаха азербайджанским силам абсолютно не удалось достичь сколь-нибудь значимых успехов, а на южном направлении армия увязла в низинах Аракса, её фактическому командованию в лице генералов турецкого генштаба не осталось ничего, кроме как испытать тактику диверсионных проникновений. Это решение «на ногах» было принято, исходя из осознания ими факта, что изначально запланированный блицкриг, по сути, выливается в затяжную позиционную войну, которая с учётом усиливающегося политического давления на Анкару и Баку крайне им не выгодна.
Турецко-азербайджанская военно-политическая элита пока ещё тешит надежды поставить перед фактом международное сообщество и до президентских выборов в США покончить с Карабахом.
Немаловажное значение имеют и климатические условия, которые в скором будущем лишат возможности наступающую армию зафиксировать сколь-нибудь ощутимые продвижения вглубь карабахских гор.
Одним словом, на смену стратегии прорыва фронта пришла тактика просачивания через него. Такой выбор турецкого генералитета понятен: нанести урон тыловым коммуникациям, посеять панику в среде гражданского населения, разрушить морально- психологический настрой противника и, в конечном итоге, разложить фронт.
Надо сказать, что этот метод действий был опробован уже турецким командованием в Сирии и Ираке, имел там определённый успех и на первых порах даже привёл в замешательство армянскую сторону, не имеющую опыта противостоять подобным тактическим вызовам. Однако сейчас этот опыт постепенно нарабатывается. Диверсионные группы хоть и многочисленны, но армянские спецподразделения, совместно с хорошо знающим местность народным ополчением методично выявляют их и уничтожают, прежде чем те успеют отличиться сколь-нибудь значимыми достижениями. Во всяком случае, по сегодняшний день диверсионная тактика не оправдала главных ожиданий турецкого командования и её прикладное значение в контексте реальных перемен на фронте оказалось не очень ощутимым. Разве что азербайджанское руководство смогло выжать из подобных действий пиар-материал для поднятия настроений внутри страны. Список «завоеваний» азербайджанской армии постоянно полнился названиями армянских поселений, в которых в той или иной мере диверсионные отряды побывали, но уж точно под контроль не брали.
Ко всему сказанному следует прибавить ещё один аспект текущей войны, который параллельно спаду интенсивности огня и переходу боевых действий в вялотекущую форму набирает всё большую значимость. Речь идёт о фейковой пропаганде и дезинформационных диверсиях. Гибридная война между сторонами нынче в самом разгаре.
Следует отметить, что Азербайджан к ней был подготовлен лучше и основательнее. Ещё задолго до нынешних боевых действий Баку на законодательном уровне разработал правила, которые дали ему возможность тотально контролировать общество на предмет доступа к информации и утечки информации. На сегодняшний день азербайджанские власти, опираясь на эти законы, полностью перекрыли обществу доступ к данным о потерях, реальном положении дел на фронте и другой смежной информации. Интернет, соцсети полностью контролируются специальными службами, логистика в прифронтовых районах перекрыта для передвижения посторонних гражданских лиц, связь во всей республике строго регламентирована, цензура зашкаливает. Это даёт возможность властям пока поддерживать на плаву свой авторитет и оттянуть момент общественного взрыва.
У армянской же стороны данная компонента серьёзно хромает, если не сказать – близка к провалу. Вражеская фейк-пропаганда с помощью обработки несознательного общественного сегмента пытается накачать армянский тыл всевозможного рода слухами, сплетнями о массовом шпионаже и об апокалипсическом положении дел на фронте, тогда как на самом деле реальная ситуация ощутимо разнится от описанного негатива. Фронт гибридной войны в данном случае – морально-психологическое состояние вражеского общества во всех его сферах, а цель - возбуждение стресса и упаднических настроений, деморализация, нагнетание внутренней вражды, утрата властью воли, в комплексе ведущие к разложению армии, народа и институтов управления.
Благо, в массе своей армянское общество в силу ряда объективных и субъективных причин уже давно выработало иммунитет к подобного рода гибридным атакам и далеко от критической отметки. Но это не значит, что вражеская фейк-пропаганда не может заполнить бреши в психологической обороне и не будет с удвоенной силой пытаться её разрушить.
Именно это имел в виду Арцрун Ованнисян, говоря о войне нервов. С одной стороны очевидные неудачи с молниеносной войной и быстрым захватом Карабаха ввергли турецко-азербайджанскую сторону в аффективное состояние, чем объясняется ужесточающаяся с каждым днём риторика Алиева и Эрдогана и сопутствующее ей иррациональное поведение этих лидеров на международной арене. Они явно спотыкаются, а в Азербайджане терпение народа дошло уже до предела.
С другой стороны в армянском обществе намечаются признаки крайней тревоги по поводу утраты некоторых территорий и «брошенности» армянского народа миром. Нервы обеих сторон напряжены до предела. Ведь за гранью срыва для обеих маячит катастрофа. И нынче войну уже выиграет тот, у кого не больше пушек и беспилотников (по большому счёту, оружие уже на данной стадии играет второстепенную роль), а у кого крепче окажутся нервы и останется трезвой голова.