09/11/2020 12:19
Азербайджан сделал выбор не в пользу России. Старания Турции принесли плоды
Не перестаю удивляться надеждам, тридцать лет лелеемым Россией и Ираном в отношении азербайджанской власти и общества. Москва почему-то была уверена, что новосозданное гособразование по имени Азербайджан выберет глобально-политический патронаж России, беря за основу культурно-цивилизационную общность народов, выстроенную за два столетия на единой платформе царской эпохи и большевистского периода. То бишь, стараниями российской державы променявших чуху на английский костюм, заполучивших оперу и обзаведшихся алфавитом племена скотопасов будет по инерции тянуть к русской цивилизации, в пример доказательства чему некоторые «умные» аналитики из Москвы по сию пору глаголют о безмерной любви абшеронских братьев к российским базарам. Вероятно, процесс «купи-продай» у овощных и цветочных лотков для таких интеллектуальных экспертов является краеугольным камнем культурно-цивилизационной общности.
В свою очередь в Тегеране после развала СССР тоже потирали руки, предполагая, что втянуть Азербайджан в свою орбиту получится на почве конфессиональной идентичности. Шиизм – это та базовая идеология, на основе которой возможно будет интегрировать, практически слить воедино два народа, некогда разделённые историческими катаклизмами в регионе: так думали в Иране. Однако уровень религиозного мироощущения в подавляющем большинстве азербайджанского общества столь же низок, сколь плачевен авторитет верховного шиитского иерарха Аллахшукюра Пашазаде в среде своей уммы.
Между тем, пока северный и южный соседи неспешно выстраивали свои концепции влияния на Азербайджан исключительно в умозрительном пространстве, Турция вела скрытую, но кропотливую практическую работу по конвертации национального самосознания основной массы азербайджанского общества в политические дивиденды для себя.
Азербайджанский народ в большинстве своём и власть избрали лингво-этнический фактор, как главный принцип своей самоидентификации, а следом - и как важнейший курсив для внешнеполитической ориентации. Старания Турции, как видно, принесли уже свои плоды и последние события доказали, что Азербайджан не то чтобы перешёл под турецкий державный зонтик, но и произошла диффузия двух обществ, двух государств, то есть сращивание, слияние на молекулярном уровне. И, в принципе, это было естественно и ничуть не неожиданно. Но неожиданно и противоестественно то, что в особенности в Москве не желают, не хотят видеть реальность. Там всё ещё питают надежды, что могут быть бенефициарами радужных политических, экономических и цивилизационных перспектив азербайджанского государства.
Знаете ли, все эти перипетии взаимоотношений между Россией, Турцией и Азербайджаном очень напоминает банальный сюжет из мыльной оперы, взятый из бытовухи. Это когда блудная девка подсовывает какой-нибудь сердобольной женщине подкидыша, незаконнорожденного, без имени и племени. Та усыновляет, извиняюсь за выражение, «ублюдка». Но проходит время, и биологическая мамаша открывает чаду правду, и тот, наплевав на все святое, отрекается от приёмной матери. Последняя сокрушается, плачет, дескать, я его и подобрала, и собственной титькой выкормила, и вырастила, и в люди вывела, а он… Сокрушается, но любит и надеется.
Однако только в сентиментально-пошлой мыльной опере блудное чадо через серий этак триста наконец собирает умишко в черепную коробку, прислушивается к сердечку, находит на дорожной обочине потерянную совесть и кидается в объятья к вырастившей его матери. Но в политической истории всё не так красиво. Тут нет места чувствам, сентиментам, умилительным слезам. Тут дело вершат кровь и инстинкт (в данном случае волчий), унаследованный от биологических предков. Тут только они задают ориентиры на выбор родни.