17/11/2020 14:13
Крошка Цахес и Храбрый Назар. В чем суть бед?
Когда великий Гофман в 1819 г. написал свою повесть-сказку «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», европейские и, тем более, немецкие литературоведческие круги поначалу отнеслись к ней, сугубо, как к весьма оригинальной эстетической переработке фольклорного материала. Политфилософия тогда еще находилась на стадии формирования и не была еще «в моде». И потому, не многие просветленные умы того времени узрели в гофмановском шедевре суть политического памфлета, тем более, содержавшего отсылку не столько к немецкой современности начала 19-го века, сколько к событиям не очень близкого будущего.
И только, когда спустя век с лишком, к власти в Германии дорвались нацисты и учинили с германской нацией то, что известно всем, только тогда к просветленным умам пришло понимание истинных посылов гофмановского произведения. Гофман был пророком! Гофман предрек приход нацистов! - вещали падкие до сенсаций и не очень блещущие широкими познаниями книгочеи.
Между тем, банальным пророчеством «Крошку Цахеса» называть не уместно. Гофман не был пророком в классическом библейском понимании этого слова, но он был великим открывателем психологии масс и методики их оболванивания. Гофман в своей гротескной повести-сказке вычертил технологию тотального и слепого повиновения народа самой что ни есть уродливой власти, он изобразил природу затмения умов, утраты воли и сплошного повиновения общества тому, что есть власть, будь эта власть человеком, чудовищем или всего лишь кухонным табуретом. Гофман в своем 19-ом веке наверняка не мог знать ожидающих родную Германию спустя век потрясениях.
Тем более, он не мог пророчествовать конкретно о событиях в современной Армении, но почему-то с совершенной точностью описал нашу с вами действительность, охарактеризовал дурман, обволокший нашим массам мозги и зеркально отобразил, вплоть до деталей биографии, субъекта, с внезапным приходом на политическую арену которого и начался процесс распространения всеобщей дебилизации.
Те, кто читал «Крошку Цахеса» меня поймут. Те же, кто не читал еще, сомневаюсь, что прочтут вообще. Но этим я бы посоветовал прочесть хотя бы «Храброго Назара», с более упрощенной креатурой гофмановского героя Цахеса и его слепых почитателей. Прочесть и попробовать понять, наконец, что суть наших бед не в самом наличии в нашей жизни «недоразумения», дорывающегося до власти (это столь же естественно, как муха, летящая на навоз или червь, ползущий к тухлятине), а в природе рабской и преступной слепоты масс, загипнотизированных этим самым «недоразумением».