02/12/2020 12:03
«Голос Армении»: Армения над пропастью, Никол во лжи
Газета «Голос Армении» пишет: Первые отклики на очередную порцию «откровений» Никола Пашиняна, опубликованных 29 и 30 ноября, укладывались в одно слово: лжет. Именно такая реакция последовала от представителей трех экс-президентов Армении, причем в довольно грубой и оскорбительной форме. 1 декабря, когда с заявлением выступили два бывших президента Республики Арцах, а представитель Тер-Петросяна опубликовал более подробный комментарий, картина стала целостной. И подтвердила остающийся в повестке главный вопрос: почему Пашинян не согласился на прекращение военных действий 19-20 октября на куда более выгодных для армянских сторон условиях и принял решение продолжить войну до капитуляции 9 ноября?
Без преувеличения ежедневно политические деятели один за другим привносят все новые шокирующие факты в ту масштабную трагедию, которая ввергла всю страну и весь народ в состояние глубокой депрессии с отчетливым осознанием нависшей над всей Арменией огромной опасности. Львиная доля этих фактов – обвинение лично Николу Пашиняну в совершении тягчайших преступлений. Дошло до того, что свою порцию обличающих Пашиняна и его политику сведений добавил его образованный дружок Ильхам Алиев, по словам которого, на протяжении 30 лет армянская сторона никогда и мысли не допускала о сдаче Кашатахского (Лачинского) района, более того, осуществляла программу заселения этих земель. И лишь при Пашиняне вопрос сдачи Кашатаха обрел актуальность и был решен по турецкому сценарию: передан Азербайджану с 5-километровым коридором для связи с Арменией.
Алиев бахвалится также тем, что выторговывал каждый десяток километров: вначале, по его словам, речь шла о 30, потом о 10, и наконец остановились на 5. При этом называет число проживавших в результате политики заселения Кашатаха армян: 10 тысяч. Судьбу этих 10 тысяч (возможно, меньше, но это уже не столь важно) одним росчерком пера решил Никол Пашинян, который обрек их на беженство, потерю крова и имущества, потерю Родины.
Теперь, когда всеми пятью экс-президентами опубликованы подробности того, что происходило 19-20 октября, понятно, что именно Пашинян единолично несет ответственность по меньшей мере за то, что происходило в течение последовавших 20 страшных дней. Потому что он публично признал, что сам принял решение продолжать войну, невзирая на призывы военных и единую позицию Аркадия Гукасяна, Бако Саакяна, Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Но при этом опутывает реалии таким слоем лжи, что просто диву даешься, сколько в одном человеке может быть цинизма, глупости, амбиций и невежества. Это – если отсечь версию преднамеренных и умышленных действий во вред страны и народу, проще говоря – предательства.
Вспомним вкратце, что написал Пашинян, в частности, 29 ноября, отчаянно стремясь оправдаться за капитуляцию. Он сообщил, что 19 октября ему позвонил президент Арцаха Араик Арутюнян и сказал, что нужно остановить войну, подчеркнув, что это мнение также Аркадия Гукасяна, Бако Саакяна, Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна, Левона Тер-Петросяна. Пашинян позвонил Путину и предложил остановить войну на условиях размещения миротворцев вдоль границы бывшей НКАО и по Лачинскому коридору и откладывания вопроса статуса. Президент РФ, по его словам, согласился и обещал поговорить с Алиевым. После чего Пашинян пригласил внепарламентские силы и сообщил о принятом решении, то же самое было сделано на заседании Совбеза с участием фракций НС, президента и Католикоса.
На следующий день Гукасян и Саакян заявили, что не согласны на этот вариант без уточнения статуса. «Но все это было неважно, потому что решение принял я и собирался довести его до конца», - заявляет Пашинян.
ОН принял решение, понимаете? Он, дезертир и бестолочь, ничего не смыслящий в военном деле, в дипломатии, прославивший лишь как великий мутиловщик и манипулятор – ОН принял решение идти до конца. Имея еще в первых числах октября оценку начальника Генштаба ВС РА о необходимости прекратить войну, поскольку подобная интенсивность боевых действий приведет к исчерпанию всех ресурсов. И с каждым следующим днем у армянской стороны будут все более невыгодные условия для переговорного процесса.
Эта оценка, как указал в своем заявлении от 11 ноября Оник Гаспарян, впоследствии звучала неоднократно. Даже если учесть отказ турок прекратить войну в начале октября, уже не вызывает никаких сомнений тот факт, что 19 октября у Пашиняна была реальнейшая возможность остановить войну на более выгодных для Арцаха и Армении условиях, с сохранением Шуши и Гадрута. Более того, у него была позиция пяти армянских президентов, согласных, как заявил 1 декабря представитель Тер-Петросяна, разделить с премьером ответственность за принятие такого решения.
"К сожалению, болезненное самолюбие Пашиняна не позволило ему понять важность этого шага, и он категорически запретил публиковать письмо Араика Арутюняна, тем самым сорвав и открытую поддержку бывших лидеров Армении и Арцаха", — пишет А. Мусинян.
То есть Никол Пашинян принял решение продолжать войну, игнорируя позицию и оценки людей, куда как более сведущих, опытных и ответственных. И продолжил – до 9 ноября, дня государственного флага Азербайджана, когда было заявлено о падении Шуши, обстоятельства которого также вызывают множество вопросов. Одним из аргументов, приводимых Пашиняном в качестве причин принятого решения, - требование Алиева о возвращении в город-крепость азербайджанцев. «Перемирие стало невозможным, потому что я сказал, что, если даже я соглашусь по вопросу Гадрута, не представляю возможность сдачи Шуши», - заявляет он.
Все остальные «аргументы» Никола – из области его личных предположений. «В этом случае население Шуши на 90 и более процентов составили бы азербайджанцы, которые должны были контролировать дорогу в Степанакерт. Уверен, что, если бы я согласился на вариант сдачи Шуши, Азербайджан выдвинул бы новое условие о переходе дороги Кармир Шука-Шуши под их контроль», - таковы рассуждения человека относительно судьбоносного для государства решения. Человека, повторюсь, ничего не смыслящего ни в военной науке, ни в искусстве дипломатии, так и не освоившего суть Карабахского вопроса, что и было им неоднократно доказано в течение 2 с половиной лет. И этот человек единолично принимал решения, определившие судьбу Арцаха и Армении! Он отказался возвращать в Шуши азербайджанцев, чтобы спустя 20 дней сдать Шуши целиком.
В итоге у нас сегодня десятки тысяч беженцев, несколько тысяч погибших, десятки, если не сотни, пропавших без вести, тысячи искалеченных и ставших инвалидами, а также глубочайший кризис госуправления, Эти числа могли быть в разы меньше, и ситуация была бы не столь катастрофической, если бы ОН принял решение тремя неделями ранее, разделив ответственность за него с пятью бывшими президентами и тем самым существенно смягчив собственную вину.
Какой иной вывод можно сделать, кроме того, что изначально у Никола Пашиняна были иные договоренности и иные цели? Что еще могло подвигнуть его отказаться прекратить войну на целых 20 дней раньше и тем самым предотвратить гибель тысяч людей и потерю армянских земель, в том числе символа нашей Победы - Шуши?
Ответ на эти вопросы, как и ранее многократно озвученные именно в связи с загадочными обстоятельствами сдачи Шуши, лежит в одной-единственной плоскости. Это не просто глупость, невежество и отсутствие опыта. Это не только чрезмерные амбиции, завышенная самооценка и бесконечная самовлюбленность. И это не просто ошибка, ибо даже глупый и невежественный человек, оказавшись на вершине власти и неся ответственность за страну и народ, не может не понимать, что прекращение военных действий, на котором настаивают и генералитет, и опытные политики, спасет тысячи жизней и сохранит сотни километров своей земли.
Это осознанно совершенное преступление против армянского народа и государственности, имеющее конкретную статью в Уголовном кодексе. И не приходится сомневаться в том, что с каждым днем будут появляться все новые и новые доказательства совершения Пашиняном этого преступления. Потому что именно он принял решение не соглашаться прекращать войну 20 октября и согласиться прекратить ее 9 ноября.