03/12/2020 14:22
Отныне Виталий Баласанян фактический лидер Арцаха
Де-факто в Арцахе установилась новая власть. Указом президента Араика Арутюняна, генерал Виталий Баласанян назначен на должность секретаря Совета безопасности Республики Арцах, которая осталась вакантной после того, как в отставку подал Самвел Бабаян.
В прессе уже неоднократно писалось, что гипотетическая отставка действующего президента и внеочередные выборы сопряжены с рядом проблем конституционно-правового толка, а также не рациональны с точки зрения сложившейся на данный момент военно-политической обстановки. И поэтому комбинация с переназначением Баласаняна на должность, которую он занимал еще при президентстве Бако Саакяна, следует считать обходным путем транзита власти.
Формально, Араик Арутюнян является пока главой государства, однако всем уже понятно, что по итогам поражения в войне и подписания трехстороннего соглашения Арутюнян полностью растратил кредит доверия народа и более не является той фигурой, которая способна организовать относительно нормальную жизнь на территории республики, оставшейся под контролем армян. Также, в силу ряда причин, Россия не будет работать с Арутюняном, человеком, прежде всего, не сумевшим или не пожелавшим воспротивиться более чем странному поведению руководства Армении в карабахской войне.
И с фактической беспомощностью президента надо было что-то делать. Поэтому спешно возникла необходимость положить конец политико-административному вакууму и выдвинуть на арену деятельную и уважаемую личность, способную силой своего авторитета и опытом навести порядок в республике, успокоить общество, развеять атмосферу неопределенности.
Баласанян как никто другой соответствует этим критериям. Во-первых, потому что обладает неоценимым опытом боевого офицера, а также имеет достаточно насыщенную политическую биографию. Во-вторых, его авторитет в армии и обществе очень высок и был таковым всегда, вне зависимости от политической конъюнктуры в Карабахе. В-третьих, Баласанян отличался своей неприкрытой и острой критикой в адрес пашиняновской власти и высказываемые им оценки относительно безалаберной и опасной «карабахской» политики Пашиняна оказались пророческими. И, наконец, в-четвертых, генерал Баласанян отличается волевым характером, прямотой и всепоглощающей преданностью идее независимости, качествами, которые едва ли могут оспорить даже его самые яростные оппоненты.
Очевидно, что номинально являясь секретарем совбеза, Баласанян сконцентрирует в своих руках всю полноту власти в Карабахе, собственнолично наладит тесное сотрудничество с командованием российских миротворцев и определит характер взаимоотношений официального Степанакерта с нынешней властью в Ереване. Учитывая это, арутюняновская команда совсем не подходит планам Баласаняна и поэтому можно с уверенностью заключить, что ожидаемые отставки ряда ключевых должностных лиц в правительстве и кардинальные рокировки в парламенте наметились именно по требованию генерала, в обмен на его согласие возглавить Совбез и фактически взять в свои руки полноту власти в республике. А то, что Баласанян согласился на вступление в должность при условии безоговорочного перехода под его контроль основных рычагов управления, не вызывает сомнений. В другом формате генерал Баласанян, учитывая его характер, работать не будет, считая это бессмысленной тратой времени и пустой формальностью.
И в принципе будет прав. Сложившаяся тяжелейшая ситуация требует самых смелых и нестандартных решений, включая даже такое, когда на стол президенту-статисту на подпись будут выкладывать уже готовые решения и нашептывать на ухо заявления, которые будут прорабатываться в кабинете номинального подчиненного, вопреки конституции, но сообразно здравому смыслу.