18/01/2021 14:50
«Голос Армении»: «Нация-армия» или «нация-полиция»?
Газета «Голос Армении» пишет: Недели две назад в прессе и соцсетях появилось сообщение о том, что из армянской армии увольняют порядка 20 тысяч контрактников, не продлевая с ними договора. На фоне того, что происходит в Арцахе, а также на границах Армении, где основная тяжесть защиты населения лежит на ополченцах, при том, что линия госграницы обоих армянских государств существенно увеличилась, это сообщение выглядело непонятным и тревожным. Однако никакого комментария из Министерства обороны не последовало, что заставляет думать, что сведения соответствуют действительности. И делают еще более актуальным вопрос: что происходит с нашей армией?
Подозрение, что в министерстве обороны идут практически невидимые для общества, но явно негативные процессы, появилось еще во время войны, когда Вооруженные силы РА так и не вступили в дело, в результате чего Армения не выполнила свою миссию и функцию гаранта безопасности Арцаха. Не нам разбираться в одном из наиболее сложных, важных и загадочных в поствоенной армянской действительности вопросе. Однако то, что произошло и происходит уже после войны, является крайне красноречивым сигналом о состоянии дел в армии и о том, что Пашинян и Вагаршак Арутюнян, вполне вероятно, под шумок проворачивают какие-то мутные дела.
Выше мы уже упомянули вопрос сокращения контрактников, так и оставленный МО без ответа при том, что 20 тысяч - число для армянских ВС внушительное. Еще одним показателем непонятных брожений стали акции родителей призывников, протестующих против того, чтобы их сыновья служили в Арцахе, а также требующих досрочной демобилизации тех, кто отслужил год. Есть все основания полагать, что эти акции негласно организуются и координируются со стороны властей и нацелены на дальнейшую дезорганизацию армии, а также на вывод из Арцаха военнослужащих-срочников из РА.
На прошлой неделе случилось еще два события, которые усилили серьезные сомнения в том, что процессы в Минобороны идут в соответствующем интересам государства направлении. Речь о двух назначениях заместителей министров МО. Оба места оставались вакантными с 24 ноября, то есть более полутора месяцев. И оба новоназначенных не имеют никакого отношения к армии и на протяжении своей профессиональной карьеры никак не были связаны с ВС. Проще говоря, полные дилетанты в военном деле. Но не только.
Первым был назначен Арман Саргсян - бывший начальник полиции, назначенный сразу после "революции" в мае 2018 года и уволенный в июне прошлого года вместе с еще двумя силовиками - главой СНБ Э. Мартиросяном и начальником Генштаба А. Давтяном. Отставки происходили на фоне скандалов и разнообразных слухов, а в случае Саргсяна - еще и разговоров о полностью проваленной им работе. Неизбежно возникает вопрос: если главный полицейский хорошо выполнял свои обязанности, зачем надо было его увольнять? А если он был плохим начальником полиции, как можно спустя всего полгода назначать его на ответственную, особенно в нынешних условиях, должность заместителя министра обороны? Тем более что, повторюсь, Арман Саргсян всю свою профессиональную жизнь был связан именно с полицией и никогда не имел ничего общего с вооруженными силами и Министерством обороны.
Недоумение в армянском обществе, вызванное этим лишенным всякой логики назначением, усугубилось спустя несколько дней, когда выяснилось, что Саргсян к тому же понятия не имеет, чем именно он будет заниматься в министерстве. Так, на вопрос, какие сферы ему поручено курировать, замминистра честно ответил, что у него нет относительно этого четких сведений и пока он только знакомится с теми проблемами МО, которые способен воспринимать и затем ими заняться.
Как иначе назвать подобный комментарий, нежели точным диагнозом того бардака, который царит в сфере госуправления и звучит тем более шокирующе, что касается состояния дел в важнейшем ведомстве - оборонном?
Затем было обнародовано имя еще одного замминистра обороны, и это второе назначение еще более укрепило мнение о том, что Пашинян подбирает людей на ответственные посты исходя из каких угодно критериев, но только не из профессиональных. Ибо если в случае Армана Саргсяна мы имели дело с полицейским, то профессию Сурена Саакяна сложно определить. Чем только не занимался в своей жизни этот человек, согласно опубликованной биографии!
По образованию физик, кандидат наук. В начале 90-х был начальником Налоговой инспекции, затем переквалифицировался в дипломаты и работал в Посольстве РА в России, дослужился до посла и пребывал в этой должности три года - 1999-2002. После чего, судя по всему, остался в Москве и занимал ряд руководящих должностей в различных компаниях, связанных с недвижимостью, строительством. С 2011 до 2018 гг. работал в Армении, но уже в банковской сфере. Чем занимался в последние два года - история умалчивает.
Однако история не умалчивает примечательный факт того, что Сурен Саакян имел отношение также и к полиции: в 1991 году он работал заместителем министра внутренних дел Армении.
По какому критерию человек, при таком разнообразии професссиональных интересов никогда не имевший дело с военной сферой, назначается заместителем министра обороны - уму непостижимо, и никто не собирается объяснять сей парадокс обществу. И если Арман Саргсян, пусть и провалившийся на высоком посту, но хотя бы кадровый силовик, не знает, какие сферы будет курировать, то чем будет заниматься в Минобороны понятия не имеющий о военной науке Сурен Саакян, даже спрашивать как-то неудобно.
И с такими, стыдно сказать, "специалистами" армянская армия будет выходить из тяжелого кризиса, реорганизовываться и укрепляться? С другой стороны, надо признать, что в стране, отданной на откуп неучам, дилетантам и предателям, возглавляемой лицом, руководствующимся исключительно личными, корыстными целями, для которого государственные интересы - пустой звук, иначе и не могло быть. Посему нужно исходить не из логики и здравого смысла, что в этих назначениях искать бесполезно, а из того, что нужно в ближайшее время самому Пашиняну. А именно: укреплять силовые структуры преданными лично ему кадрами, которые в нужный момент помогут сохранить власть, а то и избежать наказания за содеянное. Любой ценой. В том числе насильственными методами.
В конце прошлого года в прессе промелькнуло сообщение о том, что начальник Генштаба Оник Гаспарян, чье поведение вызывает в обществе множество вопросов, тем не менее противится намерению Пашиняна вывести на улицы и впутать тем самым армию в политические процессы. С этой точки зрения назначение профессионального полицейского Армана Саргсяна выглядит оправданным: почему бы не предположить, что Пашинян рассчитывает заменить Гаспаряна именно Саргсяном с прицелом на вывод армейских подразделений и военной техники против народа в нужный момент?
Подобная версия выглядит тем более убедительно на фоне того, что полиция и СНБ уже превращены варчапетом в структуры, выполняющие лишь две функции. Первая - охрана и обеспечение безопасности премьера и его семьи, вторая - подавление общественных и политических протестных движений грубыми, незаконными и насильственными методами. И если извращена сама суть двух важнейших силовых ведомств государства, то почему в их числе не должна быть, по логике главного извращенца, третья - армия?
Вспомним в связи с этим, что сразу после войны Пашинян назначил министром обороны своего советника именно по военной части. То есть Верховный главнокомандующий проигравшей страны не только не призвал к ответственности того, кто обязан был давать ему верные советы во избежание поражения, но и повысил его до ранга министра. А теперь еще и назначает ему в заместители двух далеких от армии и обороны людей.
У кого-то еще остаются сомнения в истинной подоплеке всех этих назначений? Кто-то еще может предположить нечто иное, кроме цели развала армии как института защиты государства и подчинения ее решению чисто политических задач в ближайшее время - для "обороны" называющего себя премьер-министром лица, его супруги и отпрысков и сохранения власти Пашиняна?
Когда-то мы воодушевлялись концепцией "Нация-Армия", во многом воплотившей в себе суть важнейшей миссии народа, вынужденного бороться за выживание во враждебном окружении и одновременно решать вопросы развития государства. Теперь, похоже, придется говорить о концепции "Нация-Полиция", в рамках которой будет беспощадно подавляться все, что имеет отношение к национальным и государственным интересам, во имя интересов врагов - внутренних и внешних.