19/01/2021 11:41
Останутся ли в Арцахе войска Армении и кому решать?
По-прежнему туманной остаётся перспектива комплектации Армии обороны Арцаха срочниками из Армении. Вопрос завис в воздухе и до сих пор военно-политическое руководство в Ереване не даёт внятного ответа на него.
Причина в том, что действующая армянская власть, по факту, более не является фигурантом в деле разрешения этой проблемы и лишь терпеливо дожидается результатов, которые будут согласованы по этому поводу между Москвой и Анкарой. Да, именно Москвой и Анкарой, поскольку даже Баку, как и Ереван, лишён возможности продвигать свою собственную повестку в этом вопросе. Азербайджан вынужденно делегировал «старшему брату» решение данной острой проблемы, ибо Турция привязывает к ней свои собственные важные задачи.
В трёхстороннем соглашении от 9 ноября пункта относительно вопроса дальнейшего присутствия армянских срочников в Карабахе не было. Согласно официальным заявлениям сторон, на счёт этого не велись обсуждения и во время переговоров между Алиевым и Пашиняном 11 января. Следовательно, либо вопрос всё-таки обсуждался с условием не выносить его на публику, либо он был переведён в поле закулисных контактов между российскими и турецкими переговорщиками.
На наш взгляд имеет место быть второй вариант, так как и для Путина, и для Эрдогана именно этот вопрос приобретает архиважное значение. Смеем предположить, что данный вопрос российской стороной увязан с проблемой присутствия в Азербайджане джихадистских отрядов из Сирии и программой по расселению в захваченных районах туркоманских семей. На изначальные требования России о полном и безоговорочном выводе из Азербайджана сирийских боевиков изворотливая Турция поставила вопрос о «незаконном» присутствии на территории Карабаха армянских граждан-военнообязанных, которые, с точки зрения международного права, дескать, тоже подпадают под статью о террористической деятельности на международно признанной территории сопредельного государства. Тем самым, сложилась патовая ситуация, чем и объясняется затягивание проблемы и противоречивые слухи о будущем составе и комплектации сил АО Арцаха, с одной стороны, и перспективы расселения туркоман в Азербайджане, с другой.
В случае, если Москва согласится в обмен на вывод джихадистов из Азербайджана способствовать расформированию из штата АО Арцаха граждан Армении, то ей придётся в течении короткого времени с чистого листа выстраивать карабахскую армию, сколачивать из местных боеспособную группировку численностью в 10-15 000 человек, оснастить её новыми системами вооружения и пересмотреть всю систему обороны непризнанной республики. А это сопряжено с большими тратами и, самое главное, военно-политическими рисками. Однако, на этот случай другого варианта у Москвы не будет, поскольку на подстраховку своего миротворческого контингента ей экзистенциально будет необходим сильный оплот из местных сил.
Если же со своей стороны Турция пойдёт на сделку с Россией и по принципу обмена согласится на вывод джихадистов из Азербайджана, а также свернёт программу по расселению туркоман, то тем самым лишится удобного и эффективного рычага воздействия на Баку и Тегеран. Очевидно, что отряды боевиков, в случае получения возможности переселиться семьями в юго-западные регионы Азербайджана, должны будут стать верными клиентами экспансионистской политики Анкары. Тем самым, они будут удерживать официальный Баку на короткой привязи, держать в постоянном страхе коренное население Азербайджана и способствовать ползучей суннитизации этой страны.
С другой стороны регионы их анонсированного расселения (Зангелан, Кубатлы, Физули, Джабраил) по протяжённости приграничной реки Аракс станут удобным плацдармом для проникновения в северные тюрконаселённые провинции Ирана в случае, если Турция включится в работу по дестабилизации ситуации в ИРИ.
Вне сомнения, обе стороны стремятся решить этот вопрос с наименьшим для себя и своих союзников потерями, однако, либо они пойдут на вышеуказанные взаимные уступки, либо оставят ситуацию в нынешнем, неразрешённом виде. Во втором случае для Азербайджана положение останется некомфортным. Ведь в таком варианте пресловутая теза об армянской «оккупации» не будет снята с повестки, что будет означать, что Алиев смог решить вопрос Карабаха лишь частично. Во-вторых, терпеть под боком, поить и кормить компактно расселяемых по указу Анкары туркоман – себе дороже. Это как холить собственного палача, а заодно – раздражать и злить южного соседа – Ирана.
Для Армении тоже такая перспектива не сулит ничего хорошего. Вряд ли сюникцам будет удобно жить по соседству с агрессивными туркоманскими общинами, которые за последние 10 лет ничего кроме войны, грабежа и террора не знают и не умеют.
Между тем, не секрет, что нынешнее военно-политическое руководство Армении попало под сильный пресс ощутимой части общества, которое не желает, чтобы срочники из Армении проходили службу в Карабахе. Плюс к тому, по результатам соглашения от 9 ноября протяжённость армяно-азербайджанской границы увеличилась на сотни километров и её нужно «комплектовать» дополнительными человеческими ресурсами, которых у Армении, учитывая присутствие её войск в Карабахе, нет.
Ситуация, как видим, достаточно запутанная и, судя по висящей неопределённости, далека от скорого разрешения, как, впрочем, и масса других проблем, возникших в результате сложившихся в регионе новых реалий.
Ирония в том, что и Еревану, и даже Баку придётся молча принимать чужие решения по этим вопросам, вне зависимости от наличия или отсутствия выгоды. Субъектность обоих в новых реалиях существенно утрачена.