25/01/2021 12:50
Запад включается в игру, в Ереване чётко уловили сигналы и разрабатывают план действий
Запад анонсировал перезагрузку своей политики в Закавказье. И, как ожидалось, случилось это сразу после вступления в должность новоизбранного президента США Джо Байдена.
21 января кандидат на пост госсекретаря в администрации Байдена Энтони Блинкен заявил, что США, могут «пересмотреть помощь Азербайджану в области безопасности в свете последних военных действий в Нагорном Карабахе». Также Блинкен поддержал решение оказания финансовой помощи Армении для поддержания её безопасности и преодоления кризиса в Нагорном Карабахе. Со слов Блинкена, средства могут быть выделены для помощи «в области безопасности и для укрепления демократического управления и содействия экономическому росту».
Сразу после заявления Блинкена посол США в Армении Лин Трейси опубликовала статью, в которой явно просматривается тезис о неприемлемости итогов войны в Карабахе и высказывается мысль о необходимости скорейшего политического разрешения этой наболевшей проблемы. «США подтверждают свой призыв о необходимости немедленного возвращения пленных. Мы осуждаем случаи жестокости, связанные с конфликтом. Все виновные должны быть привлечены к ответственности. Несмотря на прекращение боёв, политическое решение статуса Нагорного Карабаха важно для укрепления регионального мира и стабильности». Также Трейси написала: «Вместе с нашими армянскими друзьями и партнёрами мы преодолеем вызовы, защитим наши общие ценности, будем содействовать демократии и верховенству закона, прокладывая путь к светлому будущему для всех нас».
Практически, параллельно с подаваемыми сигналами из США, Европарламент принял так называемую «ежегодную» резолюцию об общей внешней политике и политике безопасности (CFSP) и общей политике безопасности и обороны (CSDP), в первой из которых проблематика вокруг Нагорного Карабаха была выделена отдельным пунктом. В нём были осуждены развязывание военных действий и насилие по отношению к жителям региона. Была подчёркнута необходимость расследования и наказания инициаторов военных преступлений, сохранения в зоне боевых действий армянского культурно-исторического наследия, возвращения военнопленных, создания условий для беспрепятственного возвращения беженцев в свои дома. Резолюция также указывала, что международное сообщество в рамках Минской группы ОБСЕ должно активизировать усилия по разрешению этого конфликта на основе основных принципов, то есть, неприменения силы, территориальной целостности и права народов на самоопределение. Также в резолюции нашли место отдельные формулировки, осуждающие деструктивную роль Турции на Южном Кавказе и её усилия в поддержку Азербайджана.
Тема Нагорного Карабаха нашла своё место и в отдельном параграфе резолюции CSDP, в котором опять же были подвергнуты критике действия Турции, её вмешательство в конфликт и нарушение, тем самым, целого ряда международных конвенций. Резолюция CFSP, в свою очередь, обозначила приоритеты Европы относительно необходимости «взять на себя стратегическую ответственность» и активизировать деятельность во имя окончательного и справедливого разрешения Карабахской проблемы.
Параллельная активизация европейских и американских политических институтов в отношении сложившейся на Южном Кавказе новой ситуации отнюдь не случайна. И поэтому внеплановым следует считать состоявшееся утром 22 января заседание Совбеза Армении с участием президента Республики Арцах, в повестке которого, со слов правительственного источника, стоял вопрос сверки часов и координации действий двух армянских государств. В Ереване чётко уловили сигналы Запада и разрабатывают план дальнейших действий.
Очевидно, что на Западе дан старт процессу по более предметному и деятельному участию Вашингтона и Брюсселя в южно-кавказских процессах, в которые они намерены внести собственную повестку. Причин на то много. Это и стремление разбить игру России, которая выстраивает новую диспозицию в регионе и намеревается установить контроль над путями сообщения и всей логистикой Южного Кавказа. Это и попытка урезонить опьяненную самостоятельностью Турцию, затащив её обратно в поле влияния натовских держав. И желание указать Азербайджану на своё истинное место статиста. И, кончено же, намерение протянуть руку помощи «тонущему» Пашиняну, прозападная революционная повестка которого в Армении терпит крах.
Действующая армянская власть дождалась-таки тех «пряников», которые ей долгое время сулили западные покровители, но всё время оттягивали помощь, ссылаясь на неопределённую обстановку с американскими выборами. Но Пашинян выдержал и кое-как доплыл до точки на воде, куда ему забросили спасательный круг. Разумеется, в ближайшие годы никто из западного лагеря не сможет и не будет предметно решать вопрос окончательного урегулирования карабахской проблемы, тем более, в ключе, максимально выгодной армянской стороне. Но активное включение американо-европейского элемента в южно-кавказские дела дает Пашиняну возможность выровнять своё положение пораженца, имея опору в лице Вашингтона с Брюсселем, недовольных итогами и сложившимся новым раскладом в регионе.
США и Европа урезонят Турцию, немного прижмут Азербайджан, прессируют Россию и, вместе с тем, будут одаривать действующую армянскую власть деньгами, комплиментами и всякого рода демонстрационными актами поддержки, раздувая этим способом антироссийские настроения в Армении. А дальше – по ситуации…
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что, начиная уже с текущего момента, основательно размякший премьер ощутимо взбодрится. Во внутриполитических прениях в его голосе по-прежнему будут слышны нотки бубенчиков, а иногда и стали. Даже следует ожидать словесных перепалок с Алиевым, на постоянные уколы которого Пашинян до последнего времени никак не реагировал. Да что там Алиев… Даже с Путиным наш премьер будет держаться увереннее. Не на равных конечно, но и не в роли картонного статиста. И всё дело в возможности внутриполитического и внешнеполитического манёвра, предоставленной ему «благодетельным» Западом.
Но весь вопрос в том, пойдёт ли это на пользу всей республике в целом и Арцаху или только ему самому.
Будем ждать.