27/01/2021 18:05
Хлопнуть или прикрыть за собой дверь? Зачем Армении членство в ЮНЕСКО
На днях состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Армении Ара Айвазяна и генерального директора ЮНЕСКО Одри Азуле. Согласно сообщению МИД, во время разговора стороны обсудили ситуацию, сложившуюся по итогам последней карабахской войны и высказали мысли относительно принятия необходимых мер для сохранения армянских исторических и религиозных памятников, оказавшихся под контролем азербайджанской стороны. Также были затронуты вопросы более широкого сотрудничества между Арменией и ЮНЕСКО, планы на будущее и т.д.
Официальная сводка, как обычно, содержит мало информации, однако можно предположить в каком русле шёл разговор. По всей вероятности, инициатором телефонного звонка был Айвазян. Армянский министр выразил озабоченность по поводу катастрофической ситуации с культурно-историческими памятниками зодчества в зоне конфликта, проинформировал гендиректора Азуле об актах вандализма в отношении армянских церквей, памятников старины, захоронений и настоятельно призвал ЮНЕСКО оказать воздействие на Азербайджан, использовать все возможные рычаги, дабы предотвратить политику Баку по уничтожению армянского цивилизационного следа на упомянутой территории.
Конечно же, Азуле со своей стороны заявила, что разделяет беспокойство Армении и, наверняка, пообещала, что ЮНЕСКО сделает всё от неё зависящее, чтобы детально изучить информацию и попробовать оказать воздействие на Баку. Разумеется, Азуле при этом не преминула напомнить Айвазяну, что ЮНЕСКО – аполитичная организация и поэтому арсенал её рычагов влияния ограничен. Это, так сказать, для страховки, дабы не брать на себя излишнюю ответственность и потом не оправдываться за провал и тщетность усилий. Словом, весь разговор вёлся в декларативном ключе и конкретных обязательств вряд ли предполагал.
Напомним также, что на днях с письменным воззванием к Азуле обратился и министр иностранных дел Арцаха Давид Бабаян, в котором тоже был поднят вопрос угроз, нависших над историко-архитектурным наследием Карабаха.
Естественно, мы далеки от мысли, что ЮНЕСКО обладает необходимыми, действенными механизмами для оказания давления на страны, нарушающие конвенциональные обязательства, взятые в рамках этой международной организации. Мы также не исключаем, что ЮНЕСКО, действительно, априори обеспокоена подобным поведением стран, которые и в 21-ом веке всё ещё исповедуют политику и обычаи средневекового мракобесия и варварства.
Однако, как не прискорбно, у нас есть все основания предполагать, что ЮНЕСКО в лице Одри Азуле не сдвинется с места в этом вопросе и не использует даже то маленькое окно возможностей, которое у неё есть в наличии для сдерживания азербайджанской государственной политики вандализма и культурно-исторического воровства.
Во-первых, говоря это, мы исходим из опыта прошлых десятилетий, за время которых эта всемирная организация не предприняла никаких практических шагов для усмирения варварских действий Азербайджана. Вспомним хотя бы Нахиджеван с его уничтоженными на корню армянскими храмами и джугинскими хачкарами. Комиссия ЮНЕСКО, которая, якобы, должна была сформироваться и посетить Нахиджеван с целью оценки ситуации, так и не добралась до места. В оправдание этой преступной бездеятельности была озвучена отговорка, дескать, Азербайджан запретил посещение автономной республики и тема на том была закрыта.
Во-вторых, за текущее время последней карабахской войны и в период после неё ЮНЕСКО, если нам не изменяет память, так и не выступила с внятным осуждением агрессорской стороны, которая уже на протяжении месяцев систематически уничтожает и оскверняет исторические и современные памятники армянской архитектуры, религиозные святыни, разворовывает музеи, уничтожает артефакты. Отговорки об отсутствии целостной информации об этом, о потребности времени для составления представления о творящемся не уместны, поскольку сама же азербайджанская сторона уже наводнила медиа сотнями материалов о своих «геройствах». Пока ЮНЕСКО хотя бы для виду будет раскачиваться, на оккупированных территориях уже не останется ни единого уцелевшего культурно-исторического памятника. Если же подобные призывы к азербайджанской стороне всё же уже прозвучали, то их нужно квалифицировать лишь как пустую формальность, ибо в подобных ситуациях такая организация должна поднимать свой голос не в формате обрывчатых «писков», а способом чрезвычайного созыва ассамблеи, обращения к ООН (ЮНЕСКО – подшефная структура этой организации), официального требования к стране-агрессору под угрозой исключения членства прекратить акты культурного этноцида. Всего этого мы не увидели.
В-третьих, мы имеем все основания утверждать, что ЮНЕСКО слишком крепко повязана с азербайджанской властью «спонсорскими» и иного рода финансовыми узами, чтобы вдруг решиться сколь-нибудь серьёзно осудить Баку за творимое варварство.
Общеизвестно, что уже со времён руководства организацией скандально известной болгарки Ирины Боковой, ЮНЕСКО всячески потворствовало Азербайджану в процессе искусственного сколачивания историко-культурной платформы для несуществующего в природе этноса. Под эгидой ЮНЕСКО в исторический актив «азербайджанского народа» начали вноситься памятники материального и нематериального наследия аборигенных народов региона, чтобы, как говорится, составить «на коленке» паспорт Азербайджану и удревнить его историю. Этот, мягко говоря, подозрительный процесс с азербайджанской стороны курирует Мехрибан Алиева, возглавляемый которой «Фонд Гейдара Алиева» тратит десятки, а то и сотни миллионов долларов на осуществление различных программ ЮНЕСКО, а также на обеспечение частных материальных потребностей руководителей организации, что само по себе является классическим примером международной коррупции. Об этом уже много писалось в прессе.
Так вот, вне сомнения, Баку в лице Алиевой многократно увеличит поток своих финансовых вливаний в бюджет организации, а также в личные карманы её руководства, дабы на фоне последних вопиющих событий не только заглушить осуждающий голос ЮНЕСКО, но и дать старт процессу по переписыванию захваченных уже культурно-исторических памятников Арцаха на баланс «азербайджанской цивилизации». ЮНЕСКО же должна будет способствовать этому бесстыдному акту и нейтрализовать на международных площадках попытки армянской стороны воспрепятствовать авантюрной подмене.
Контуры планов Азербайджана в отношении исконно армянского историко-культурного наследия Карабаха уже прочерчиваются. Уверяем вас, что большая часть архитектурных и религиозных памятников малых форм на оккупированной территории Арцаха будет уничтожена. Армяноязычные лапидарные надписи будут стёрты, хачкары, часовенки, памятные родниковые обелиски и т. д. - разрушены и перемолоты в пыль. Крупные исторические объекты по причине их достаточной известности миру останутся, однако под предлогом «заботы» азербайджанского правительства они будут перестроены и изуродованы с целью втискивания под другой национально-культурный код.
Так, к примеру, Цицернаванк, который является самым древним сохранившемся армянским христианским святилищем Арцаха, будет полностью избавлен от армянских надписей и обретёт статус «древнеалбанской святыни». Та же участь постигнет Дадиванк, в котором, кстати, уже разыграли спектакли под названием «албанская литургия» кишские удины во главе с неким авантюристом Робертом Нобиле, представляющим себя духовным пастырем азербайджанских албан. Он уже пообещал, что будет справлять свои «духовные гастроли» и в других «освобождённых албанских храмах Карабаха». Надо полагать, что в этот список попадёт и знаменитый Гтчаванк на горе Ишханасар в Гадрутском районе.
Что касается памятников-городищ, крепостей и стоянок первобытного человека, то здесь азербайджанская наука будет действовать изощрённее. По некоторым данным, археологические раскопки в Тигранакерте Баку сейчас законсервировал. С подачи властей институт истории НАНА, некоторое время спустя, придумает какую-нибудь версию о первом мощном государстве в регионе, основанном на племенном союзе «аборигенных тюрков» Южного Кавказа и только потом возобновятся археологические работы, с непременной «подгонкой» найденных артефактов под высосанную из пальца версию. Город, основанный в 1-ом в. д.н.э. армянским царём Тиграном Великим будет обратно переименован в Шахбулах, церковь 5-го века будет провозглашена творением «гениальных» тюркских мастеров, принявших христианство, а цитадель и городские строения будут призваны доказать, что «тюрки-азербайджанцы» вовсе не были кочевниками, а ещё с древнейших времён вели осёдлый, цивилизованный образ жизни.
Тем же образом знаменитые пещеры Азоха обретут славу колыбели тюрко-азербайджанского этноса. Продолженные здесь раскопки будут нацелены на то, чтобы доказать миру прямую генетическую связь между азербайджанцами и обитающими в Азохских пещерах первобытными людьми. Кстати, эта версия уже систематически продвигалась азербайджанскими горе-учёными ещё с советских времён. Они крутились повсюду с челюстью найденного в пещере гоминда, пренеандертальца гейдельбергского типа, утверждая, что обладательница челюсти (она была девушкой) фактически является праматерью азербайджанского народа.
Что же касается церкви Всеспасителя Казанчецоц в Шуши, то этому храму может повезти чуть больше, чем упомянутым выше памятникам. Его, по всей вероятности, азербайджанцы оставят на «балансе» армянского исторического наследия. Но вовсе не потому, что не хотели бы его уничтожить или присвоить. Просто собор Казанчецоц очень известен миру в качестве жемчужины армянского зодчества. И, к тому же, он был построен значительно позднее всех других храмов, во второй половине 19 в. Согласно азербайджанской лживой версии, армяне появились в Карабахе именно в 19 в., а потому собор, по их убеждению, не может «испортить» теорию о принадлежности Карабаха «аборигенным тюркам», албанам или кому-нибудь ещё из этого надуманного ряда. К тому же, восстановление собора и его демонстрация международному сообществу будет нужно Баку для доказательства, что «толерантный и мультикультуральный Азербайджан заботится и с трепетом относится к наследию всех народов и религий на своей территории».
Повторимся, мы убеждены, что Азербайджан в общих чертах будет действовать именно в этом русле, если… Если оккупации армянских земель не будет дан конец. Но это уже другая тема.
Что же касается, собственно, темы данной статьи, то, исходя из вышесказанного, резюмируем, что связывать какие-то надежды с ЮНЕСКО не имеет смысла. Понятно, что во имя спасения культурно-национального наследия следует использовать любую площадку, любые способы и любые возможности, однако с другой стороны цель должна хоть как-то оправдывать средства.
Опыт последних тридцати лет показал, что членство Армении в этой организации ограничивается участием в бесконечных говорильнях на тему сохранения цивилизационной идентичности и получением каких-то сертификатов на первородство лаваша, дудука или чего-то там ещё, тогда как в это самое время армянская культура планомерно и предметно уничтожается на территориях ареала нашей нации. И на практике ЮНЕСКО не сделала для прекращения этого чудовищного процесса ничего, не схватила за руку варваров, не помешала вандалам и ворам. Может быть, не захотела, может быть, захотела, но не смогла. Не суть.
Вопрос в том, зачем нужно такое членство? Ведь многие страны уже отказались от него и, представьте, ничего в их жизни от этого не убавилось. Говорим это не в эмоциональном порыве, а с чисто рациональной точки зрения. И поэтому необязательно покидать опостылевшую говорильню, хлопая дверью. Можно выйти тихо и с достоинством, аккуратно прикрыв за собой эту дверь.