24/04/2021 10:01
«Голос Армении»: Теперь я знаю, как случился Геноцид и как мы потеряли Родину…
Газета «Голос Армении» пишет: В 2015 году, когда армянство отмечало 100-летие Геноцида, мне посчастливилось встретиться и сделать небольшое интервью с Ваагном Дадряном. На вопрос о причинах Мец Егерна он отметил в том числе отсутствие собственного государства. Значит ли это, что сегодня, имея государственность и почти четвертьвековой опыт построения независимой страны, мы застрахованы от повторения Геноцида? Да, но только если сумеем верно распорядиться этим преимуществом – таким был ответ выдающегося ученого.
…Тогда казалось почти невозможным – повторение того, что произошло с нашим народом в период Первой мировой войны и стало первым геноцидом 20 века. Казались невозможными потеря еще одного куска Родины, тысяч жизней соотечественников и угроза окончательного уничтожения армянской нации на оставшемся нам островке, где мы строили свое государство и даже расширили его. Наступивший новый век после Геноцида так хотелось видеть иным – созидательным, светлым, обещающим новые победы и достижения. И даже в голову не могло прийти, что спустя всего 5 лет после 100-летия мы вновь переживем колоссальные потери и станем перед реальной перспективой нового геноцида.
«Теперь я знаю, как случился Геноцид, знаю, почему наш народ почти не сопротивлялся резне и турки смогли истребить полтора миллиона человек» - записи подобного рода часто мелькают в соцсетях и прессе, особенно после осенней катастрофы. Три года пашиняновской власти довели страну до реальнейшей опасности нового Геноцида либо превращения Армении в некое подобие Западной Армении, проще говоря – в турецкий вилайет. И главная причина того, что это стало возможным – далеко не только в том, что Пашинян до сих пор, спустя полгода после поражения и сдачи большей части Арцаха, остается де-факто главой государства.
Главное – в том, во что они превратили страну за эти три года… В том чудовищном расколе, который они смогли внести в народ, часть которого сегодня ненавидит другую часть и проявляет это публично и не стесняясь в выражениях. Главное – в той духовной катастрофе, до которой они довели народ за эти три года, планомерно разрушая все, на чем стояла веками армянская нация и армянская идентичность. В целенаправленном разрушении всех тех институтов, которые составляли основу новой армянской государственности. В циничном попрании национального достоинства и национальной чести.
Наконец, возможно, самое главное: они взрастили целый пласт в народе, готовый жить в качестве турецкой обслуги, лишь бы не трогали его крошечный иллюзорно-благополучный мирок… И внушили ему, что сытость и горстка турецких сребренников заменит и Родину, и достоинство, и государство, и духовность, и культуру – все то, что делало армянина армянином, а Армению – Арменией. Пашинян и его команда сумели сделать этих людей похожими на себя: корыстолюбивых и лицемерных лжецов, ничтожеств, которым деньги и собственное благосостояние заменяют абсолютно все.
Они посягнули на все наши казавшиеся незыблемыми святыни, в том числе – память о Геноцида, о потерянной Родине, потерянных реликвиях, наследии и истории. Они готовы и это – святое – отдать в жертву туркам, лишь бы превратить армян в то жалкое подобие людей, которыми являются они сами, а Армению - в то жалкое подобие государства, в котором они только и могут чувствовать себя абсолютно комфортно.
В 1915 году мы потеряли огромный кусок нашей Родины, оставшись в вековой тоске и ностальгии по Вану и Мушу, Адане и Себастии, Эрзруму и Битлису, Ахтамару, Киликии и Карсу… В 2020 мы потеряли Гадрут и Бердзор, Карвачар и Кашатаг, Шуши и Карин Так. И сегодня Дадиванк, Цицернаван и Казанчецоц – для нас такая же невыносимая боль, как Ани и Арарат. Сегодня мы ведем борьбу уже за Сюник, который стал, по сути, последним бастионом армянской государственности. Падет Сюник – судьба Республики Армения будет предрешена.
Имея, в отличие от начала века, независимое государство и Армянскую Армию, мы стоим перед опасностью повторения геноцида во всех смыслах слова, в том числе – физического истребления. В лучшем случае нам дадут возможность выбора: остаться и стать турецкой обслугой, либо уехать, пополнив ряды Диаспоры. Которая будет бороться теперь уже за признание геноцида армян 21 века.
Собственно говоря, процесс уже идет. И начался он не 27 сентября 2020 года – он начался три года назад, когда армяне начали делить друг друга на черных и белых, начали ненавидеть своих же соотечественников – вплоть до друзей и близких - по признаку политических симпатий. Когда это все не просто поощрялось, но и умышленно внедрялось и провоцировалось властями. Потому что хозяева этой власти очень хорошо знали: сила армян в их единстве, что и было доказано в последние полвека дважды – в Первой карабахской и Апрельской войнах. И для того, чтобы одолеть армян, надо расколоть нацию – по всему миру, не только в Армении и Арцахе. Сделать невозможным ее единение перед лицом общей опасности, да еще и навязать власть, ненавидящую подлинную Армению и готовую объявить ей свою войну.
Именно такой оказалась формула катастрофы армянского народа в начале уже 21 века. И эта формула близка к завершению своей «работы» - осталось добить то, что еще подает признаки жизни, признаки достоинства и решимости к борьбе, несгибаемость истинно армянского духа и отчаянное желание сопротивляться и отстоять Родину. Спустя 106 лет после Геноцида, слепо повторяя «Больше никогда», мы своей беспечностью и упорным нежеланием смотреть в глаза реалиям, недостаточно серьезным и трепетным отношением к доставшейся нам наконец-то государственности, поставили свою уже независимую Родину на край пропасти. И катимся по наклонной, все еще цепляясь за остатки надежды и веры.
Надежды и веры в то, что инстинкт самосохранения все же проснется окончательно и поднимет народ на борьбу, а пресловутый «армянский ген» не смирится с тем, что готовят нам турецкие холуи. Что пролитая в Арцахе за 30 с лишним лет кровь, отданные за Родину жизни и перенесенные лишения не будут напрасными. Что мы отстоим Сюник и вернем власть в Армении – армянам, и тогда появится надежда вернуть Арцах. Что Ераблур не будет больше расширяться столь стремительно и те 5 тысяч погибших не станут первыми жертвами второго геноцида. И что огромная боль и память о них будет не подавлять нашу волю, а подстегнет наше достоинство и придаст силы для возрождения.
Как и в начале века, мы вновь стоим у судьбоносной черты: быть или не быть Армении и армянству. Свой ответ на этот вопрос уже дали сюникцы, которые, как и век назад, показали путь к Храму. Сегодня Армянский храм строится в Сюнике, ибо, потеряв Арцах, мы подпустили врага к самому сердцу Родины. Горная Армения должна вновь стать предвестником победы – над врагом внутренним и внешним, ибо враг внешний добился того, что среди нас появился враг внутренний. Мы сами в этом виноваты – нам и вылезать из пропасти, в противном случае пропасть поглотит всех – без деления на черных и белых.
Ибо, зная уже, как и почему это случилось 106 лет назад, мы обязаны сделать все, чтобы это больше не повторилось – ни завтра, ни через 10 лет, ни через век.