26/04/2021 11:24
«Голос Армении»: 106 лет спустя: до и после
Газета «Голос Армении» пишет: Итак, все утечки и "сливы" американских инсайдеров и СМИ оказались верными: Джо Байден стал первым президентом Соединенных Штатов, который выполнил предвыборное обещание армянской общине и назвал совершенное 106 лет назад злодеяние тем, чем оно и являлось: геноцидом. Тем самым американский президент завершил процесс, начатый полтора года назад, когда соответствующие резолюции приняли обе палаты Конгресса, и поставил в нем точку: США официально признали Геноцид армян в Османской Турции. Отныне все госчиновники и политические деятели этой страны обязаны учитывать данный факт в своих действиях и проводимом курсе.
В первую очередь это, безусловно, победа армянской общины и армянских организаций США, которые десятилетиями упорно и последовательно шли к этой цели - крайне важной для проживающих в этой стране наших соотечественников. Для представителей "старой" Диаспоры это был абсолютно принципиальный вопрос, личный долг перед памятью предков, перед Родиной, которую они потеряли, и современной Арменией. Для представителей "новой" Диаспоры, которые за 30 лет независимой РА весьма существенно пополнили ряды американских армян, это также стало задачей, в решение которой они впряглись по мере сил и возможностей. Вопрос решен, и надо сказать огромное спасибо всем, кто внес свою лепту - и армянам США, и тем лоббистам, которые поддерживали и приближали признание.
Аналитики все последние месяцы отмечали совпадение сразу нескольких благоприятных факторов для подобного решения, в том числе - резкое ухудшение отношений США с Турцией, а также потерю прежнего значения Анкары для Вашингтона. Однако это ни в коей мере не умаляет значения деятельности армянских организаций и всей общины, которые доказали свою силу и подтвердили репутацию одного из самых влиятельных лобби в США
Не следует ни умалять, ни преувеличивать признание Байдена, особенно в нынешней ситуации, когда Армения потеряла существенную часть территории Арцаха. Что и говорить, радость была бы гораздо больше, будь мы в ситуации хотя бы годичной давности. С другой стороны, это обязывает более тщательно и скрупулезно анализировать все последствия и значение этого шага администрации Белого дома. Факт остается фактом: крупнейшая мировая держава присоединилась к списку тех стран, которые признали Геноцид армян, и на этом фоне возникают совершенно иные вопросы относительно дальнейшего хода событий. Тем более, в условиях, когда в регионе происходят без преувеличения тектонические геополитические сдвиги, а Арменией руководит совершенно немощная, недееспособная и протурецкая власть.
Прежде всего, нужно ожидать, что решение США придаст новый импульс международному признанию Геноцида армян, в первую очередь - со стороны тех стран, которые находятся в близкой орбите американской политики. В их числе очень любопытна будет реакция тех, кто находится под политическим "протекторатом" США, но одновременно либо уже находятся в сильнейшей экономической зависимости от Турции и Азербайджана - как, к примеру, соседняя Грузия, либо стремительно налаживают теснейшие связи с Анкарой и Баку в пику России - как Украина. Этим важным для Армении странам (особенно это касается Грузии) придется учитывать тот факт, что США, по сути дела, надевают своеобразную смирительную рубашку на Турцию, пытаясь обуздать ее разыгравшийся политический аппетит и неудержимое стремление стать главным "смотрящим" на Южном Кавказе.
В этом смысле можно говорить о некотором совпадении интересов США и России, и это очень важно, учитывая то обстоятельство, что в вопросе Карабаха эти интересы в главном совпадали на протяжении почти всего периода деятельности Минской группы. В некоторой степени в неудобном положении оказалась и Великобритания, которая всегда была весьма далека от признания Геноцида и собственной вины в трагедии армянского народа. Интересной может быть и реакция Израиля. Страны Евросоюза, думается, однозначно должны приветствовать решение американцев - в этом смысле показателем, возможно, было весьма активное и на высоком уровне участие Франции в мероприятиях 24 апреля в Ереване.
Все это, повторюсь, должно стать предметом пристального внимания и анализа экспертов, прежде всего - на госуровне. Как и тот вопрос, каковы могут быть последствия признания США - помимо политических, еще и правовые. Политолог-американист Сурен Саргсян в связи с этим отмечает: "Капитализация этого факта - безгранична. От давления на Турцию до прецедента для работы с другими государствами. То есть турки со стороны державы номер 1 в мире квалифицированы как народ, совершивший геноцид. Остальное зависит от наших умений и дипломатии".
Это и тот главный вопрос, который должен сегодня стоять перед армянским государством: извлечение максимальной пользы и выгоды для страны, капитализация этого важнейшего достижения Диаспоры в интересах Республики Армения. Особенно в тех условиях, в которых оказалась наша страна, и тех уступок под видом "разблокировки коммуникаций", которые нам навязывают. Работа над этой важнейшей повесткой, образно говоря, должна была начаться уже утром 25 апреля.
Увы, можно практически не сомневаться, что действующая власть разбазарит и распылит этот "козырь" точно так же, как за три года было разбазарено и распылено все наработанное за 30 лет. Достаточно вспомнить, что те мессиджи, которые звучали из Еревана накануне 24 апреля, по общему признанию, усложняли и мешали работе наших лоббистов в США. Непосредственно перед Днем памяти власти несколько приутихли и поумерили свой протурецкий пыл, но можно нисколько не сомневаться, что планы Пашиняна услужить Анкаре и Баку за счет коренных интересов Армении остаются в силе. Рискну также предположить, что послание Байдена, как ни парадоксально, вряд ли обрадовало Пашиняна сотоварищи, в определенном смысле затруднив им работу во славу Турции.
Как ни горько признавать, но при нынешней власти внешнеполитический курс Армении и дипломатия не претерпят никаких изменений даже после этого события. Отношения с США, которых (отношений) сегодня практически нет, лучше не станут, никакого экспертного анализа, корректировки и соотнесения внешней и региональной политики не будет. По той простой причине, что правительство Пашиняна на это неспособно и руководствуется совершенно иными категориями, нежели государственные и национальные интересы Армении. И вопрос опять упрется в один, глобальный: избавления от Никола и николизма и восстановление субъектности, дееспособности, международной репутации и нормального функционирования суверенной РА.
В этом контексте хотелось бы отметить еще один аспект. Достигнув стратегической цели, армянская Диаспора, в частности, в США, неизбежно встанет перед необходимостью определиться с дальнейшими приоритетами деятельности. То катастрофическое состояние, в котором пребывают Армения и Арцах, диктуют императив поддержки приоритетнейших на сегодня задач: спасение государственности и физическая безопасность армянских республик. Учитывая ту ключевую роль, которую играют организации Ай Дата, надо надеяться, что АРФ "Дашнакцутюн" своими ресурсами за пределами Армении с большей активностью включится во внутренние процессы, нацеленные на освобождение от николо-турецкого режима.
Это сегодня, безусловно, задача всего армянства, а не только жителей РА. Признание Геноцида, совершенного 106 лет назад, происходит в условиях, когда нация в лице армян Армении и Арцаха оказалась перед угрозой нового геноцида и новой турецкой экспансии. Остается надеяться, что в Диаспоре есть осознание тех суровых реалий, в которых находится историческая Родина. Как и той перспективы, что в противном случае лишение Родины (հայրենազրկում) будет означать для них уже потерю не только Западной, но и Восточной Армении.
Как-то не хочется себе представлять, что следующей целью Диаспоры станет не спасение и развитие Армении и Арцаха, а борьба за признание нового Геноцида - уже XXI века.