16/07/2021 13:19
«Голос Армении»: Время признать Арцах: о каком статусе говорят Пашинян и Авинян?
Газета «Голос Армении» пишет: "Мы будем решительно настаивать на реализации права народа Арцаха на самоопределение", - заявил и.о премьера Пашинян 15 июля на заседании правительства. Напомнив о заявлении сопредседателей Минской группы от 13 апреля, он привел три принципа, изначально заложенных в основу урегулирования: право народа на самоопределение, исключение применения силы или угрозы применения силы и территориальная целостность. Это заявление сопредседателей не что иное, как предложение дорожной карты по установлению мира в регионе, отметил он, добавив, что Армения готова к возобновлению мирного процесса.
Днем ранее о статусе Арцаха повел речь и и.о. вице-премьера Тигран Авинян. "Без решения вопроса статуса Нагорного Карабаха невозможно говорить о каких-то мирных соглашениях с Азербайджаном", - сказал он, комментируя заявление Алиева, обвинившего Армению в неготовности подписать с Азербайджаном мирный договор. "Пока вопрос статуса Арцаха окончательно не решен и переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ не возобновлены, сложно будет говорить об иных подходах и решениях", - сказал Авинян.
Отметим прежде всего, что Пашинян старательно и сознательно обходит тот факт, что, развязав военную агрессию против Арцаха, Баку грубейшим образом нарушил один из трех принципов, являющийся также основополагающим принципом ООН: исключение применения силы или угрозы применения силы. Эту важнейшую проблему, о которой надо было все поствоенные месяцы кричать на каждом дипломатическом углу, власти РА умышленно замалчивают, и причины лежат на поверхности в силу проводимой ими в последние три года политики.
Как, впрочем, замалчивают и помогают Алиеву избежать проблем и в других аспектах агрессии: применение запрещенных видов оружия, использование наемников из числа международных террористов, грубое нарушение Азербайджаном по меньшей мере одного из пунктов трехстороннего заявления, касающегося военнопленных. Список можно продолжать, однако, судя по всему, а также учитывая отказ послов стран - сопредседателей Минской группы посетить Шуши по приглашению Алиева, посредники достаточно твердо намерены возобновить переговорный процесс.
Разумеется, каждая из стран по-прежнему будет стараться выловить свою рыбку в крайне мутной воде арцахского урегулирования. Однако сам по себе этот факт дает основания и возможность армянской стороне попытаться извлечь максимум для себя выгоды даже в столь неутешительной для Еревана и Степанакерта ситуации.
На первый взгляд Пашинян и его соратник говорят правильные вещи, поднимая вопрос статуса в контексте права на самоопределение. О том же, напомню, говорилось в ходе недавней встречи Пашиняна с Араиком Арутюняном. Ясно, что в ситуации, когда субъектность Республики Арцах стараниями капитулянта сведена к минимуму, именно на Армению падает вся тяжесть дипломатической работы на будущих переговорах. Этот тяжелый минус становится еще более явным, учитывая состояние армянской дипломатии. Если раньше кадровые дипломаты оказывали маломальское сопротивление антиармянской политике Пашиняна, то теперь, после отставки всего руководящего состава МИД и назначения абсолютной дырки от бублика в лице Армена Григоряна первым замом, а в перспективе - главой МИД РА, этого ожидать не приходится.
Подчеркнем главное: Пашинян и Авинян говорят о праве на самоопределение, сознательно не указывая важнейшего условия: самоопределение должно быть вне Азербайджана. Ни разу не только за весь поствоенный период, но и до войны Пашинян четко не заявлял о том, о чем твердило предыдущее руководство РА: Арцах ни при каких обстоятельствах не может быть в составе Азербайджана. Наоборот, очевидно, что действующие власти Армении согласны на самоопределение Арцаха исключительно в составе Азербайджана. И это именно то, на что с готовностью соглашался политический наставник Пашиняна Левон Тер-Петросян еще весной 1992 года. Речь идет всего лишь об автономии армянского края, преданного и сданного Пашиняном, и его вертикальном подчинении Баку.
Просто поразительно, насколько слаженно, четкими, выверенными пасами действуют Никол и его бакинский подельник. Алиев напрочь отметает саму возможность возобновления переговоров, заявляя, что конфликт разрешен и вопрос закрыт. Пашинян говорит о статусе, ни словом не упоминая о независимости Арцаха. Речь в данном случае даже не о тех границах, в которых может быть признана независимость армянской республики, - суть в том, что действующие власти РА изначально отвергают саму мысль о ее независимом статусе.
И если в результате гипотетических переговоров Алиев милостиво согласится предоставить Арцаху статус культурной автономии, это будет преподнесено как великая дипломатическая победа Пашиняна. Эта его "победа" полностью удовлетворит Азербайджан, который решит главную задачу: оставит за собой Арцах. Все остальное уже неинтересно, потому что есть яркий пример Нахиджевана.
То, что Пашинян готов согласиться на дипломатическую сдачу Арцаха и подписание договора, признающего территориальную целостность Азербайджана, доказывает не только предательская и циничная логика всех его действий в течение трех лет. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что из внешнеполитической повестки Армении - если, конечно, таковая еще есть, - начисто исчез вопрос признания Арменией Республики Арцах.
Сегодня это звучит как экзотика, но во все предыдущие годы вопрос постоянно находился в повестке, не получая разрешения в силу разных причин. Ереван постоянно подчеркивал, что не признает Арцах, дабы не помешать ходу переговорного процесса, и в этом была своя логика. Во всяком случае сразу после Апрельской войны Алиев заявлял, что его заставляют признать независимость Арцаха.
Безусловно, в контексте нынешней ситуации отказ от признания в прежние годы выглядит роковой ошибкой. Однако именно сегодня, когда существует крошечный шанс спасти хоть что-нибудь, признание со стороны РА могло бы стать тем спасательным кругом, который дал бы возможность начинать отвоевывать за дипломатическим столом малую часть того, что было утеряно в результате предательской войны. По крайней мере это дало бы возможность вести борьбу за Гадрут и Шуши - то, о чем осторожно говорят политики и эксперты.
Вспомним неоднократно звучавшие, в том числе из уст руководителей крупных держав, заявления о том, что, если сама Армения до сих пор не признала Арцах, почему это должны сделать другие страны? Об этом говорил прямым текстом президент Путин, на это намекал президент Макрон в дни, когда обе палаты парламента Франции приняли соответствующие резолюции и ожидался грандиозный прорыв. Но Никол Пашинян так ни разу и не заявил о возможности признания, хотя терять, в отличие от прежних лет, нам уже нечего.
В самом деле, чем грозит подобный шаг сегодня? Войной? Она уже случилась, и самая катастрофическая. Срывом переговоров? Их и без того нет. Ухудшением отношений с сопредседателями? А что, у Армении есть нормальная дипломатическая повестка с какой-либо страной, не считая абсолютную готовность Пашиняна выполнять любой каприз любого из сильных мира сего, лишь бы самому остаться во власти?
И если для сохранения поста ему понадобится заключить еще один капитулянтский договор, он сделает это не колеблясь. Да еще и преподнесет как свою победу. Признание независимости Арцаха хотя бы в границах НКАО может в корне изменить ситуацию в регионе и стать той козырной картой, которая позволит сохранить Арцах армянским. Но именно поэтому Никол Пашинян никогда на это не пойдет.
Будет ли подписан пресловутый "мирный договор" между Арменией и Азербайджаном, который, возможно, перелистнет последнюю страницу армянской истории? Если этого не произойдет, то отнюдь не благодаря властям Армении, а опять-таки в результате геополитических раскладов, при которых это вдруг станет невыгодно одному из субъектов процесса. А Армения в них давно уже объект...