13/10/2021 14:07
«Голос Армении»: Рафик опять будет ни в чем не виноват
Газета «Голос Армении» пишет: Новый посол Франции в Армении Анн Луйо в беседе с радио «Азатутюн» заявила: «Франция вместе с Россией и США работает над подписанием долгосрочного соглашения по Карабаху. Я могу вам сказать, что в Нью-Йорке произошел сдвиг, мы с радостью, вместе с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ, организовали встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Это может показаться маленьким шагом, но это был огромный шаг. Мы надеемся, что будут и другие подобные решения. Могу заверить вас, что мы работаем с нашими российско-американскими партнерами над продвижением процесса заключения более долговременного соглашения по Карабаху».
С момента возникновения нагорно-карабахского конфликта мы слышали множество подобных заявлений. И про «осторожный оптимизм», и про «окно возможностей». Но ни «осторожные оптимизмы», ни «окна возможностей» себя так и не оправдали. И можно было бы к словам французского посла отнестись, как к очередному дежурному дипломатическому высказыванию, но… На этот раз все не так просто. В изменившейся после 44-дневной войны ситуации, похоже, у сопредседателей действительно есть возможность добиться подписания «долгосрочного соглашения по Карабаху». И посол Франции честно об этом предупредила.
На этот раз у посредников вполне может получиться не только потому, что 44-дневная война изменила расклад сил в регионе. Но еще, а может, прежде всего потому, что в вопросе Арцаха цель у Ильхама Алиева и Никола Пашиняна общая: поставить точку в вопросе, который оба воспринимают как «головную боль». И хотя Алиев и Пашинян несколько по-разному представляют это избавление от «головной боли», но так как цель уже одна, посредникам, возможно, и удастся сблизить позиции.
12-го октября Пашинян уточнял у Путина детали, поскольку Москва, у которой и без Арцаха проблем выше крыши, в свою очередь стремится трансформировать трехсторонние соглашения от 9-го ноября 2020-го и 11 января 2021-го в более прикладной договор, который бы принес в регион долгосрочный мир, стабилизировал ситуацию и укрепил влияние России. Сложная задача. Но будем реалистами: для нас главная проблема в том, что решить эту задачу при сегодняшних раскладах можно только за счет принципиальных уступок с армянской стороны.
Можно предположить, что в готовящемся мирном договоре между Арменией и Азербайджаном, о работе над которым говорит французский посол, будет три главных пункта.
Первый о том, что стороны-подписанты признают территориальную целостность друг друга, обязуются открыть и обеспечить безопасное функционирование всех межгосударственных коммуникаций, а также начать процесс делимитации и демаркации государственной границы, взяв за основу административные границы между двумя республиками на момент распада СССР. Тут в скобочках заметим, что, представляя этот пункт парламенту, Пашинян скажет, что он согласился на него вынужденно, поскольку в 2010-ом году «бывшие» приняли «Закон об административном делении» …
Вторым пунктом соглашения будет прописано, что стороны-подписаны обязуются под эгидой Минской группы продолжать поиск решения вопросов, связанных с правами людей, проживающих на территории, безопасность которой после 44-дневной войны обеспечивает российский миротворческий контингент. И для решения этих вопросов создают двустороннюю комиссию, опять-таки под эгидой Минской группы.
В скобочках заметим, что, представляя этот пункт парламенту, Пашинян скажет, что вынужден был согласиться с такой постановкой вопроса, поскольку в 1999-м году Роберт Кочарян подписал заключительный документ Будапештского саммита ОБСЕ.
Ну и третьим главным пунктом будет прописано, что российский миротворческий контингент получает мандат на обеспечение безопасности этой территории до окончания работы комиссии и согласования всех вопросов. Представляя этот пункт, Пашинян скажет в парламенте, что корни этого решения, свидетельствующего о нерушимой вековой дружбе армянского и российского народов, уходят в 1996 год, когда Левон Тер-Петросян подписал с Борисом Ельциным договор о стратегическом партнерстве и российской военной базе в Гюмри.