14/10/2021 15:35
Произошло преступление, музеи Шуши не были эвакуированы, царил системный хаос – Вардан Аствацаруян рассказал подробности
То факт, что под контролем Азербайджана остались столько музеев в Арцахе, не были своевременно эвакуированы, является преступлением, заявил сегодня основатель Музея ковров в Шуши Вардан Аствацатурян в ходе рабочего обсуждения на тему «Сохранение армянского историко-культурного и религиозного наследия на оказавшихся под контролем Азербайджана территориях Республики Арцах».
«Во время войны было много неразберихи, многие не знали о реальном положении, из-за этого заблуждения часть музеев Шуши так и не были эвакуированы. Есть виновные. На тот момент не было системного подхода», - сказал Аствацатурян, отметив также, что по его субъективному мнению, эти преступления совершены неосознанно.
Он сказал, что не пытается обвинять министра культуры Арцаха, поскольку министр от всего сердца хотела сделать все, чтобы обеспечить эвакуацию. Министр даже позвонила и сказала ему, что нужно провести эвакуацию.
«Я известный человек, меня знают, и если бы я начал 20 числа эвакуацию из Шуши, то сказали бы: что-то знает, раз делает. Поэтому не сделал», - сказал Аствацатурян, отметив, что когда известные люди начали эвакуацию в Гадруте, то началась паника.
«Из галерей Армении пришли, забрали три скульптуры Акопа Гюрджяна, которые принадлежали им. Я считаю их работу профессиональной, поскольку они работали по протоколу: война, нужно эвакуировать», - сказал Аствацатурян.
Он также рассказал, что в дальнейшем звонил министру и сказал, что нужна машина для эвакуации, министр дала согласие, однако по каким-то причинам машина не была предоставлена.
«В музее остались картины, которые представляют серьезную ценность. Поскольку мне не разрешили проводить эвакуацию, а в музее были серьезные произведения живописи – картины Гарзу, Эдгара Шагина и других художников, я позвонил своей жене, которая в это время находилась в Ереване, сказал, что здесь царит системный хаос.
Она на машине скорой помощи в 4 часа ночи приехала в Степанакерт. Ценные экспонаты перенесли в мой седан и при выезде из Шуши позвонили Григорию Мартиросяну (государственный министр): сказал, разрешите отправить все это в Горис, а из Гориса в Ереван», - рассказал Аствацатурян, уточнив, что таким образом его супруга смогла перевезти некоторые ценные экспонаты.
«Представьте мое положение, когда турки уже в этом ущелье, а я отправляю ее одну на машине и говорю нигде не останавливаться. Позвонил парням в Горисе, чтобы встретили. Это была уже вторая эвакуация. Я рассказываю все это, чтобы всем было понятно, какая там была ситуация. Министр говорит, сейчас скажу, напишут эту бумагу, и эта бумага не пишется. Во-вторых, звоню, прошу: довезите все это хотя бы до Гориса, опять не разрешается. Если бы не было моих личных усилий, все это осталось бы под контролем азербайджанцев. Сейчас все это должно плавно перейти в уголовное поле, чтобы понять, поскольку было совершено конкретное преступление. Нам не нужно искать виновных в низших звеньях, а нужно понять, почему то, что сработало в Армении – пришли, забрали принадлежащее им вещи из Шуши – не было сделано у нас. Это очень важный вопрос, и если мы не ответим на него, ничего хорошего не достигнем», - сказал Вардан Аствацатурян, подчеркнув, что после войны у них нет права молчать.