08/12/2021 15:24
«Голос Армении»: Почему в Баку вспомнили об азербайджанских пленных?
Газета «Голос Армении» пишет: В Баку открыли новые перспективы для пропагандистской эквилибристики. Так, на днях флагман азербайджанской агитационной политики хаккин.аз со ссылкой на Eurasia Review опубликовал отрывки из записей некоего Томаса Гольца, американского военного журналиста, расследующего судьбу плененных во время Первой карабахской войны азербайджанских военных и мирных жителей.
В статье приводятся свидетельства Гольца, утверждающего, что зачастую плененных мирных жителей армяне содержали в частных домах как рабов, "пока их не обменивали на пленников с другой стороны, а иногда на еду, топливо и даже тела убитых". Также упоминается история Гольца о якобы оказавшихся в Ереване восьми азербайджанских военнопленных, изувеченные трупы которых были возвращены Баку с уверениями, что, дескать, они сами совершили суицид: застрелились из отнятого у охранника пистолета, когда убедились, что план побега раскрыт.
Все эти ужастики с азербайджанскими рабами, обмениваемыми на килограммы риса и керосин, страшилки с отрезанными ушами и выпотрошенными телами военнопленных больше напоминают Африку с ее традициями межнациональной и межклановой вражды, нежели Армению. Поэтому меня несказанно заинтриговала идея найти загадочный источник вдохновения упомянутого американского журналиста. Признаюсь, я действительно удивился бы, не встретив в биографии Томаса Гольца обширный период африканской жизни.
Оказывается, до своих упражнений в военной журналистике он несколько лет колесил по африканским странам в качестве (вы не поверите) актера–любителя, о чем даже написал книгу с интригующим названием "Убить Шекспира". Не знаю, почему книга названа именно так, однако могу предположить, что Гольц впоследствии все же осознал, что демонстрируя туарегским пастухам, бушменским шаманам и колдунам тутси "Гамлета" с "Макбетом", он всякий раз невольно убивал гениального драматурга и его творения, причем делал это через страшные пытки.
Однако пойдем дальше. Итак, просветителя–миссионера из Гольца не получилось. Африка ничему не научилась у бедного Шекспира, но зато Томас многому научился у Африки. Рутинная африканская жестокость, видимо, оставила глубочайший след в душе впечатлительного от природы актера, что впоследствии не могло не отразиться на фантазиях военного журналиста–исследователя, в которого быстро переквалифицировался этот артист-любитель.
Учитывая, что демонические фантазии Гольца были спроецированы именно в отношении армян, я опять сильно удивился бы, не встретив в последующих страницах его биографии теперь уже тюркский след. И конечно же, не ошибся. Оказывается, Томас Гольц на протяжении 15 лет работал в Турции журналистом и частенько наезжал в Азербайджан, Грузию и Чечню, дабы стряпать репортажи о "жестоких и бесчестных" методах ведения войны русскими, абхазами и армянами против мирных чеченцев, грузин и азербайджанцев.
"Чеченский дневник", "Грузинский дневник", "Азербайджанский дневник" - названия этих книг уже говорят сами за себя, прозрачно намекая на роль Гольца в пропагандистской деятельности турецких спецслужб на Кавказе в период 90-ых и начала 2000-ых. Этот ангажированный субъект за щедрое вознаграждение с большим удовольствием смаковал преувеличенные, а зачастую и выдуманные истории в контексте "террористической сущности" борьбы армян за Карабах. Вылепленные им образы армян–мучителей, растлителей и людоедов и якобы покровительствующих им русских – дань турецко-азербайджанской политике, после развала СССР лелеющей идею окончательного отуречивания всего Кавказа. Любопытно, что в своих измышлениях на тему армянского терроризма Гольц обрушивался с критикой не только на Россию, но и на США, утверждая, что американские, а вместе с ними и европейские политики "плевать хотели на факты преступной деятельности армян против мирного Азербайджана".
Короче говоря, с "убийцей Шекспира" и патологическим лгуном Гольцем все ясно. Но вопрос в том, зачем азербайджанской пропаганде понадобилось возвращаться в 90-ые и заказывать в Eurasia Review и других международных СМИ подобные статейки со ссылками на журналистские расследования западных авторов относительно чинимых армянами зверств. И кажется, здесь также несложно дать ответ.
Очевидно, что учиненные Азербайджаном в ходе и после 44-дневной войны преступления становятся для этой страны большой проблемой. Скрыть или оспорить факты у Баку не получается, поэтому возникает потребность актуализацией зеркальных "преступлений армян" в 90-ые хотя бы смягчить имиджевые потери Азербайджана и маргинализацию ее военно-политических властей в глазах мирового сообщества.
Сокрытие истинного количества армянских пленных, незаконные суды над ними, пытки, изуверства и убийство многих из них в бакинский застенках, расстрел мирных арцахских жителей в Мартакерте, под Шуши и в районе Мартуни (Чартар) – вот неполный список творимых азербайджанцами бесчинств и разнузданных действий в поствоенный период, которые идут вразрез не только с международными конвенциями, но и неписанными законами человеческой морали и достоинства. Все эти омерзительные преступления не красят азербайджанскую победу, не придают ей величия, как хотелось бы Баку, но превращают десятилетиями пропагандируемую Азербайджаном "справедливую борьбу" в бандитскую войну в стиле игиловских или талибановских методов насилия над врагами.
Но вместо того, чтобы выправить ситуацию и разрешить проблему имиджевых потерь в гуманитарном ключе, в Баку предпочли, как всегда, путь фальсификаций и встречных, но совершенно беспочвенных обвинении в адрес армян. Обратите особое внимание на приведенную выше выдуманную Гольцем абсурдную историю о том, как армяне приписали растерзанным азербайджанским пленным суицид из пистолета, украденного у их охранника. Не напоминает ли это косвенно историю с убитым 3 декабря пастухом из Чартара Сейраном Саргсяном, который, якобы вооружившись обрезом и ножом, напал на азербайджанских постовых, а те будто бы в целях самообороны обезвредили его огнем на поражение?
Или можно вспомнить инцидент 8 ноября под Шуши, когда выстрелом в голову был убит армянский рабочий, 22-летний Мартик Еремян, который, опять-таки по утверждениям азербайджанской стороны, вместе с товарищами, дескать, принимал участия в диверсии против Азербайджана. Зеркально отображенные глупости буквально налицо.
Кстати, статья о записях Томаса Гольца по поразительному совпадению вышла в свет через два дня после жестокого убийства 65-летнего чартарского пастуха. На стряпанье и публикацию в международной прессе похабного пасквиля с ответным обвинением армян два дня – идеальный срок.
Вот вам и пропагандистская эквилибристика вместо попыток остепениться. И судя по всему, эти фокусы Баку продолжит выделывать параллельно своей нарастающей поствоенной террористической активности.