06/04/2022 11:54
«Голос Армении»: Дело об останках: даже «гуманизм» Пашиняна имеет протурецкий крен
Газета «Голос Армении» пишет: Спустя некоторое время после завершения 44-дневной войны азерпроп начал усиленно раздувать тему пропавших без вести в годы Первой Карабахской войны и поиска останков погибших. Разумеется, азербайджанские власти никогда не волновали и не волнуют сейчас судьбы собственных граждан, и поднятая шумиха носит чисто пропагандистский характер. Причем используется вопрос в том числе и с намерением приглушить острейшую тему армянских военнопленных и пропавших без вести совсем недавно – полтора года назад.
На днях представитель госкомиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших Азербайджана сообщил, что армянская сторона передала им останки 100 человек, считавшихся пропавшими без вести в Первой Карабахской войне, причем 60 из них уже идентифицированы. Сообщение вызвало у сведущих в теме экспертов недоумение и ряд вопросов.
К примеру, в рамках какого именно соглашения передаются останки, почему процесс носит односторонний характер, идет ли речь об эксгумации и где конкретно она проводится? О какой передаче останков погибших 30 лет назад можно говорить в условиях, когда бакинские власти упорно отказываются исполнить один из важнейших для армянской стороны пунктов заявления от 9 ноября 2020г. – возвращение всех военнопленных и заложников?
На самом деле в феврале текущего года, выступая в парламенте, Пашинян сообщил, что в последние годы Азербайджану переданы останки 108 человек, считавшихся пропавшими без вести. Отметив, что Баку спекулирует этим вопросом, он также заявил: «Азербайджан постоянно говорит о том, что после Первой карабахской войны у них имеется порядка 4 тысяч без вести пропавших. Однако я должен сказать, что у армянской стороны также имеются пропавшие без вести. Их 777. Делается попытка представить ситуацию так, будто армянская сторона не предпринимает никаких шагов в этом направлении. Тем не менее, в последние годы азербайджанской стороне были переданы останки 108 человек».
Далее Никол с гордостью сообщил, что останки переданы без каких-либо предусловий, так как «Армения считает неправильным торг в таких гуманитарных вопросах». «Это касается и карт минных полей, которые Ереван ранее передал Баку. Кроме того, в ближайшее время будут переданы останки еще 2 человек. Эти работы начались еще в самом начале 2020 года. Армения ожидает аналогичных действий со стороны Азербайджана, учитывая, что после 44-дневной войны у армянской стороны имеется 217 без вести пропавших», - заключил он.
Прежде всего, необходимо отметить, что по итогам Первой войны у армянской стороны имеется отнюдь не 777, как заявил Пашинян, а более 1000 пропавших без вести. Именно это число всегда называли эксперты, в том числе – представители действовавшей при Минобороны РА Рабочей группы по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести. Но поскольку мнение экспертов для де-факто правительства и его главы ровным счетом ничего не значит, а названная структура властями «незаметно» расформирована, Никол озвучивает неверное число даже в столь болезненном вопросе.
Далее обратим внимание на сроки начала процесса, который, повторюсь, протекает в рамках не известных общественности договоренностей с Баку. Выясняется, что «работы начались еще в начале 2020 года», то есть более 3 лет назад. За этот период Ереван, оказывается, передал противной стороне останки 108 человек. Вопрос – откуда они взялись, остается открытым, но главное не это. Главное – армянская сторона не получила взамен не то, что останки, но даже сведения о судьбе своих пропавших без вести, хотя бы одного из них.
К примеру, в селе Марага, 30-летие геноцида в которой будет отмечаться 10 апреля, в тот страшный день пропало около 20 человек – как бойцов отряда самообороны, так и мирных жителей. В свое время были получены достоверные сведения о том, что многие из них, как и в целом – пропавшие без вести армяне, содержались в качестве прислуги в частных домах либо эксплуатировались как бесплатная рабочая сила на каких-то вредных предприятиях, в шахтах. Более того, согласно оперативной информации, многие из них до сих пор могут быть живы, и в рамках договоренностей армянская сторона могла бы настаивать на получении данных об их судьбе.
Однако «гуманизм» Никола, как и абсолютно все компоненты его политики и особенности поведения, носит ярко выраженный протурецкий характер. Он передает останки сотен вражеских солдат, не получая взамен ничего – в буквальном смысле слова. И лишь «ожидает» аналогичные шаги со стороны Баку, которых нет уже 3 года и вряд ли будут. Он передает Баку карты минных полей, кичась своей «гуманностью» в отношении врага, но не думая о том, какой опасности подвергает тем самым соотечественников в оставшейся части Арцаха. Он бахвалится, что, дескать, для него торг в «гуманитарных вопросах неуместен», между тем в реальности армянские пленные давно стали предметом торга как для него самого, так и для его бакинского дружка.
Хотя нет, вру. В ответ на «гуманность» Пашиняна армянский народ за 3 года получил сотни военнопленных, прошедших через ад азербайджанских застенков, десятки убитых уже в плену, сотни остающихся в Баку и приговоренных по сфабрикованным делам к длительным срокам заключения, и более двух сотен (только по официальным данным) пропавших без вести, о которых, как и об исчезнувших в 1988-1994гг., Азербайджан и не думает сообщать какие-либо сведения.
«Не подлежащие торгу» гуманитарные вопросы в исполнении Пашиняна поразительным образом оборачиваются очевидной выгодой для Азербайджана, и в лучшем случае - нулевым эффектом, если не ущербом – для Армении. Парадокс? Да. Но только не для ереванских ставленников и прислужников Анкары и Баку.
«В ближайшее время азербайджанской стороне будут переданы останки еще 2 человек», - заявил в ходе того же февральского выступления «гуманный» Никол. То есть, не получив от Баку за три года ровным счетом ничего, он, тем не менее, продолжает процесс. С какой целью? Об этом Пашинян также говорит открыто: «Делается попытка представить ситуацию так, будто армянская сторона не предпринимает никаких шагов в этом направлении». Вывод может быть один: останки передаются врагу исключительно с целью опровергнуть «спекуляции» Азербайджана и выставить себя в сторонних глазах «гуманным» и «благородным» – только и всего! Об армянских интересах, куда более актуальных в свете 44-дневной войны, главой армянского правительства если и говорится, то всего лишь в контексте ничем и никак не оправданных «ожиданий».
Никто не спорит, что прояснение судьбы без вести пропавших, пусть и спустя 30 лет, - важный гуманитарный вопрос. Но только не в том случае, когда процесс носит выраженный односторонний характер, а гуманизм и международное гуманитарное право используются для прикрытия гораздо более низменных, пошлых и циничных целей.