02/05/2022 11:02
«Голос Армении»: Преданные, кинутые, забытые
Газета «Голос Армении» пишет: Ровно год назад, в ходе предвыборной кампании, Никол Пашинян заявил, что армянские пленные, находящиеся в бакинских застенках, по сути, борются за независимость и суверенитет Армении. Помимо этой кощунственной чуши, он лицемерно попросил прощения у пленных "за пребывание в плену еще месяц или два". Прошло с тех пор не один и не два, а целых 12 месяцев, но в плену продолжают оставаться по официальным данным - 38, по данным правозащитников – около 80 армянских военнослужащих и заложников. Более того, за тот же год при невыясненных обстоятельствах пропало трое военнослужащих ВС Армении, причем третий - буквально на днях, 24 апреля.
В последний раз группа пленных из 8 человек была возвращена Азербайджаном 7 февраля нынешнего года – при посредничестве президента Франции Макрона. Ранее, в январе, когда в Москве состоялась встреча "представителей интеллигенции" Армении и Азербайджана, ее участники с армянской стороны в качестве оправдания заявляли, что в результате ожидается возвращение очередной группы пленных. Этого не произошло. После встречи в Брюсселе 6 апреля Пашиняна, Алиева и Шарля Мишеля Арарат Мирзоян сообщил, что вероятно возвращение пленных – этого опять-таки не произошло.
О пленных уже не просто практически не говорят, но и во всякого рода официальных заявлениях этот вопрос либо упоминается в общем контексте "гуманитарных проблем" без указания на то, что не возвращены именно армянские пленные, как это было после Брюсселя, либо отсутствует вообще – как после последней встречи Путина с Пашиняном в Москве.
При этом обвинять посредников вряд ли имеет смысл: речь идет о гражданах Армении и Арцаха, судьба которых должна волновать в первую, вторую и третью очередь именно руководство РА. Речь к тому же идет о грубейшем нарушении Азербайджаном трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. От имени Армении и Арцаха там стоит подпись Пашиняна и именно он обязан поднимать, акцентировать эту тему при каждом подходящем случае и настойчиво требовать возвращения пленных. Ожидать этого от лидеров других стран по меньшей мере наивно: в лучшем случае они это делают, исходя из своих же интересов.
Когда Пашинян публично говорил о наших пленных? Правильно, все тогда же - год назад, в ходе своей предвыборной агитации, когда ему позарез нужны были голоса избирателей. С тех пор эта болезненная тема практически напрочь исчезла как из внутренней, так и международной повестки армянских властей. Мирзоян может вскользь упомянуть о них в ходе пресс-конференций со своими коллегами – но лишь в числе прочих дежурных вопросов.
Так называемый президент РА Ваагн Хачатурян во время своего "избрания" фракцией ГД в парламенте высокопарно заявил, что, дескать, "президенту Армении нужно многое сделать в вопросе возвращения пленных из Азербайджана" и что "если в этом направлении будут работать президент, правительство, и парламент, то это даст результат".
Интересно было бы поинтересоваться у "президента", имя которого большинство граждан РА даже не знает: что именно предпринимает указанная властная троица для возвращения оказавшихся во вражеском плену граждан страны? И если вопрос не решен по сей день, спустя полтора года после завершения боевых действий, чья это вина? Чья вина в том, что граждан Армении в массовом порядке судят и приговаривают в Баку к различным, в том числе длительным срокам заключения по обвинению в диверсиях и терроризме? Только ли Алиева, или его подельник по преступлениям против армянского народа Никол несет куда большую ответственность?
Вопиющий факт: в плену до сих пор остается один из военнослужащих, захваченных спустя год после окончания войны - 16 ноября 2021 года, в ходе боестолкновений в Сюнике. Можете представить себе, какой хай на весь мир подняли бы в Баку, случись такое на их территории? Никол и его команда молчат в тряпочку и об этом армянском солдате, взятом в плен на суверенной территории собственной страны. Такое просто уму непостижимо, между тем на днях исполнится ровно год с тех пор, как враг оккупировал армянские земли при фактическом попустительстве властей РА…
В первые же месяцы после войны, когда стало известно о сотнях армянских военнослужащих и десятках гражданских лиц, оказавшихся в плену и подвергавшихся немыслимым пыткам и бесчеловечному обращению, для многих уже было ясно, что Никол не просто сдавал армянские земли – он сдавал их вместе с находившимися там на тот момент людьми. Сдавал армянских солдат и мирных жителей осознанно и умышленно в том числе для того, чтобы у Алиева потом был предмет для циничного торга. И тот впоследствии так и сделал: вспомним, что армянские пленные небольшими группами возвращались в обмен на карты минных полей, потом в обмен на какие-то важные куски территорий, на контроль за частью той или иной дороги, на другие уступки.
И мало кто уже помнит, что в заявлении от 9 ноября черным по белому говорится о возвращении всех пленных и удерживаемых лиц. Об этом не помнят и не говорят в ходе международных встреч, потому что об этом не говорит армянская власть: ни разу за все прошедшие полтора года тот же Пашинян не потребовал четко и конкретно возвращения всех армянских пленных без каких-либо предусловий или торга - только потому, что это является обязательством Алиева.
Ни разу мы не услышали четкого осуждения официальным Ереваном чудовищной практики осуждения армянских военнопленных на тюремные сроки в азербайджанских застенках. Ни разу не было потребовано объяснений зверским убийствам армян уже в плену – а таких случаев было немало. Зато с первой же партией Никол поспешно вернул дружку Алиеву карвачарских диверсантов – убийц 17-летнего подростка…
Никол Пашинян и его свора вначале сдали, потом кинули и теперь еще и предали забвению десятки граждан Армении. Их судьба просто не интересует преступную клику – и это совершенно закономерно для власти, которая рассматривает население страны исключительно как материал и источник собственного благополучия. Парадоксально, но Никол сам признался в этом буквально на днях, в ходе вынужденной встречи с родителями пленных и пропавших без вести. На вопрос – когда же вернутся их дети, он честно ответил, что не может сказать.
Действительно, откуда ему об этом знать, если один из его ближайших соратников – спикер НС Симонян еще в декабре прошлого года столь же честно сказал, что армянских пленных для него не существует. Чего же ждать от людей, которые отлично знают, через что приходится ежедневно проходить десяткам их соотечественников, но вначале используют их в собственных корыстных целях, а затем цинично и безжалостно закрывают вопрос?
И еще: год назад властная пропагандистская машина упорно распространяла слухи о том, что вопрос пленных, дескать, до парламентских выборов не решится, а вот после избрания Пашиняна все они вернутся на родину. Сегодня уже всем ясно то, что тогда осознавала лишь адекватная публика: вопрос пленных может решиться только после ухода команды предателей – как, впрочем, и все остальные важнейшие для страны вопросы.