20/12/2022 21:22
Посреднические усилия ЕС в армяно-азербайджанском переговорном процессе не могут быть полностью объективными из-за сотрудничества с Азербайджаном в энергетической сфере – Фонд «Луйс»
Фонд «Луйс» представил исследование «Энергетический кризис в Европейском Союзе и фактор азербайджанского газа».
«Азербайджан к концу 2020 года, несмотря на 44-дневную войну, успешно ввел в эксплуатацию последний компонент Южного газового коридора (ЮГК) и начал прямые поставки газа на европейский рынок.
Принимая во внимание кардинальные изменения на мировых и европейских энергетических рынках, геополитические перестановки за последние годы, а также новые реалии, сложившиеся в нашем регионе после 44-дневной войны, Фонд «Луйс» попытался переосмыслить предмет исследования обширного анализа теме, опубликованного по этой теме еще в 2019 году.
Основные положения и выводы следующие:
1.️ В рамках предыдущего анализа Фонд «Луйс» предлагал использовать компонент безопасности инфраструктуры ЮКГ и возможность армянской стороны воздействовать на нее в качестве инструмента сдерживания возможной агрессии Азербайджана, особенно в переговорах с ЕС. Это можно было сделать и до войны, во время войны, однако власти Республики Армения не только периодически гарантировали безопасность азербайджанской энергетической инфраструктуры, но и фактически всего через 2 месяца после войны ЮКГ был сдан в эксплуатацию.
2.️ Сегодня первоочередная повестка в мире и, в частности в Европе, связана с проблемами энергетической безопасности, поэтому отношения с существующими и потенциальными партнерами, обладающими потенциалом сотрудничества в энергетической сфере, являются одним из важнейших направлений внешнеполитической повестки Европейского союза и различных стран -членов ЕС.
3.️ Азербайджан, укрепив свои позиции на европейском газовом рынке, учитывая высокий спрос на «нероссийский газ» в ЕС, одновременно усиливал свое политическое влияние наи процесс принятия решений ЕС. В результате вопросы, связанные с правами человека, свободами, демократией в Азербайджане, агрессивной внешней политикой Баку, и ряд других принципиальных вопросов были вытеснены как из повестки отношений ЕС-Азербайджан, так и из повестки отношений между отдельными европейскими странами и Азербайджаном. Это особенно заметно в странах ЕС, где азербайджанские энергоносители имеют наибольший вес. В создавшейся ситуации посреднические усилия ЕС в армяно-азербайджанском переговорном процессе не могут быть полностью объективными, игнорируя особенности сотрудничества с Азербайджаном в энергетической сфере.
4.️ Только в первом полугодии 2022 года Азербайджан получил от ЕС около 5 миллиардов евро дохода за продажу природного газа, между тем не менее крупный доходы Баку получает также от продажи нефти. Это означает, что огромное количество денег, полученных, в том числе и от ЕС, Азербайджан направит на увеличение собственных военных расходов, на проведение еще более агрессивной и воинственной политики в регионе.
5️. Используя заинтересованность ЕС и других стран региона в диверсификации энергетических и транзитных маршрутов, Азербайджан и Турция пытаются представить так называемый «Зангезурский коридор» как еще одно возможное направление расширения энергетических инфраструктур восток-запад, скрывая под этим свои территориальные претензии в отношении Армении и агрессивную политику.
6️. В условиях прекращения прямого сотрудничества между Москвой и Брюсселем в сфере энергоносителей Турция стала важным узлом транзита энергоносителей, с вытекающим из этого геополитическим и региональным влиянием. Этот новый статус Турции будет еще больше вынуждать как Москву, так и Брюссель учитывать интересы Анкары при принятии важных внешнеполитических решений, в том числе в вопросах, связанных с Южным Кавказом.
7. Нынешняя позиция России в вопросе энергетического сотрудничества ЕС – Азербайджан состоит в том, что в краткосрочной перспективе нужно воспользоваться азербайджанской лазейкой для получения дополнительных доходов из европейских рынков, а в долгосрочной перспективе – предотвратить нежелательные геополитические последствия турецко-азербайджанских проектов или сделать их контролируемыми за счет своего участия. Дальнейшее сотрудничество или конкуренция РФ – Азербайджан в энергетической сфере будет зависеть также от того, проявит ли Азербайджан сотруднический подход к возможным инициативам российской стороны в сфере, или будет выступать больше с позиций западных интересов – помешать им».