27/12/2022 15:59
Экономические и геополитические интересы ЕС не могут игнорироваться в посреднических усилиях ЕС для нормализации армяно-азербайджанских отношений – Фонд «Луйс»
Фонд «Луйс» представил основные тенденции сотрудничества ЕС – Азербайджан после 44-дневной войны и его влияние на посреднические усилия ЕС в процессе установления «мира» между Арменией и Азербайджаном.
Как и прогнозировалось, в последние годы влияние Азербайджан особенно увеличилось в тех странах, которые являются непосредственными или перспективными бенефициарами азербайджанских энергоносителей.
- Примечательно, что основной бенефициар азербайджанского газа и нефти – Италия, которая ратифицировала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения – ЕС в декабре 2020 года, причем только после 44-дневной войны.
- Поставка каспийских энергоносителей в Европу в обход России всегда пользовалась поддержкой как демократов, так и республиканцев в США, и этот проект имеет стратегическую важность для Вашингтона.
- На Южном Кавказе как интересы коллективного Запада, так интересы ЕС, в частности, преследуют три основные цели:
1. обеспечить безопасную поставку каспийских энергоносителей в Европу, в обход России;
2. сформировать на Южном Кавказе такую геополитическую среду, которая постепенно будет выталкивать из региона военное, экономическое и политическое влияние России;
3. препятствовать на Южном Кавказе формированию военно-политической оси Иран – РФ и усилению роли Ирана.
Лояльный подход ЕС к Азербайджану закономерен, если учесть экономические и геополитические цели последнего. Если только в первом полугодии 2022 года ЕС заплатил за импортированный из Азербайджана газ около 5 млрд. евро, то, к примеру, весь товарооборот ЕС с Арменией в тот же период не достигает 1 млрд долларов. Неслучайно, что после очередной агрессии Азербайджана в сентябре 2022 года Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности поспешил заявить, что вопрос введения санкций в отношении Баку не рассматривается и ЕС не собирается расторгать газовые контракты с этой страной.
Следует учесть, что такое урегулирование вопроса Арцаха, которое создаст основания для продления срока деятельности российской миротворческой миссии, не исходит из интересов Запада. Для Брюсселя крайне нежелательно также возобновление конфликта в таких масштабах, которые могут создать угрозу для энергетических инфраструктур из Азербайджана в ЕС.
Учитывая вышеупомянутые обстоятельства, можно заключить, что экономические и геополитические интересы ЕС в регионе не могут игнорироваться в посреднических усилиях ЕС для нормализации армяно-азербайджанских отношений. Желание любым способом вытолкнуть Россию из региона и расширяющееся в последние годы энергетическое сотрудничество с Азербайджаном, делают ЕС заинтересованной стороной в этих переговорах. Чем больше ожидания ЕС в вопросе поставок энергоносителей из Азербайджана, тем больше весы посредничества наклоняются в сторону азербайджанских интересов.
В этом кроется также причина того, что Баку, отвергнув, например, посредничество Минской группы ОБСЕ, пытаясь нейтрализовать посреднические усилия стран-сопредседателей – Франции, России и США, с готовностью соглашается с посредничеством Брюсселя, поскольку имеет определенные рычаги воздействия на посредника в виде поставляемых ежедневно ЕС энергоносителей. Учитывая вышеупомянутое, непонятно, почему власти Армении длительное время отдавали предпочтение переговорам с Азербайджаном именно на брюссельской площадке, причем, эта тенденция особенно заметна после украинского кризиса, когда отношения РФ – ЕС находятся в фазе беспрецедентной напряженности.
Исследование «Энергетический кризис в Европейском Союзе и фактор азербайджанского газа» полностью доступно последующей ссылке.