08/04/2023 13:04
Мы все знаем, что у Армении есть вопросы к ОДКБ, но абсолютно несправедливо говорить о том, что ОДКБ не проявил достаточного внимания к ситуации – посол РФ
Посол России в Армении Сергей Копыркин в интервью Armenia Today оценил уровень армяно-российских отношений, роль России в обеспечении безопасности Армении, военно-техническое сотрудничество двух государств, а также прокомментировал ситуацию с участием Армении в работе ОДКБ. Помимо этого, прокомментировал разногласия между Москвой и Ереваном, а также возможность проведения в ближайшем будущем совместных военных учений.
- Сергей Павлович, как бы вы охарактеризовали бы нынешний уровень российско-армянских отношений?
- Между нами были и остаются союзнические отношения. Это зафиксировано и в соответствующих двусторонних документах, это проявляется и на практике. Я хотел бы напомнить, что в прошлом году мы праздновали двойной юбилей наших отношений – 30 лет установления дипломатических отношений и 25 лет подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. И тот комплекс мероприятий, который был проведен в рамках празднования этих двух юбилеев, на мой взгляд, стал очередным свидетельством того, что наши отношения, действительно, находятся именно на этом уровне. Особенно хотел отметить официальный визит в Москву премьер-министра Республики Армения в апреле прошлого года, в том числе в связи с этой датой, в ходе которого была насыщенная предметная беседа между нашими лидерами, по итогам которого было принято совместное заявление по практически всем ключевым вопросам двусторонней и международной повестки. Напомню, апрель прошлого года был уже очень непростым временем в международном плане. Несмотря на все эти вызовы, этот визит состоялся, и двустороннее заявление было принято. Я считаю, что это очень важный показатель уровня наших отношений. Конечно, между нашими странами продолжается и интенсивный политический диалог на всех уровнях, в том числе и на высшем уровне по всему спектру наших отношений. Конечно, очень большое место занимает региональная проблематика с учетом той роли, которую Россия играет в вопросах, связанных с безопасностью Армении и в регионе, и с реализацией тех трехсторонних договоренностей, которые направлены на урегулирование проблем, нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном, разрешение всех этих противоречий и создание условий, в том числе и логистических, для мирного и стабильного развития Армении и региона в целом.
- На ваш взгляд, какие разногласия существуют между Россией и Арменией и как их лучше сгладить?
-Вы знаете, слово разногласие вызывает у меня немного сдержанное отношение. Что понимать под разногласиями? Если говорить о принципиальных подходах к нашим отношениям, то, на мой взгляд, здесь нет разногласий, как таковых. Есть с обеих сторон понимание их важности, есть настрой на их развитие. Было и есть понимание того, что наши отношения должны развиваться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать интересам наших стран, содействовать решению тех задач, которые стоят перед нашими странами. Я думаю, что в этом отношении говорить о разногласиях сложно. Разумеется, в нынешнем мире с такими серьезными вызовами, противоречивыми тенденциями наши отношения сталкиваются с серьезными вызовами. Но, повторяю, для меня главное не то, что эти вызовы есть, а то, что есть политическая воля с обеих сторон должным образом реагировать на эти вызовы и сохранять тот стержень наших отношений, те базовые принципы, которые формировались в течение веков и имеют отношение не столько к государствам, сколько к нашим народам, взаимоотношениям между людьми. Есть настрой на их сохранение и укрепление – это самое важное.
Что касается различия в позициях по тем или иным вопросам, то это с одной стороны неизбежно, потому что повестка дня очень насыщенная, ткань очень большая, много вопросов, в том числе, касающихся безопасности, интересов и деятельности третьих игроков, стран. Поэтому тут, конечно, могут быть разные видения, позиции, но это нормально. Речь идет об интересах двух суверенных государствах, реализующих ту повестку, которую считают нужным. Но, думаю, это те вопросы, которые не затрагивают базовых основ наших отношений. Если брать конкретный пример того, что вы называете разногласиями, скажем так, разницы в позициях – это активное вовлечение третьих игроков в региональные дела. Здесь у нас есть свой взгляд на эти вещи, который мы не скрываем, в частности, по-разному подходим к деятельности наблюдательной миссии Евросоюза в Армении. Нашу позицию мы, в том числе на высоком политическом уровне, однозначно высказывали, но, повторяю, это часть взаимоотношений двух суверенных государств, которая, я убежден, не затрагивает базовые принципы наших отношений.
- Интересно, а как вы оцениваете ситуацию с участием Армении в деятельности ОДКБ? Есть ли возможности для урегулирования разногласий Еревана с организацией?
- Подача вопроса в такой немного драматизированной тональности не совсем отражает ту реальную картину, которая сегодня есть. По понятным причинам в армянском обществе одна сторона этого вопроса наиболее чувствительна и привлекает абсолютно все внимание. Но реальная картина гораздо шире. Уже упоминал, что Армения в прошлом году председательствовала в ОДКБ. Я скажу, что в целом, и это было публично сказано нашим президентом, итоги председательствования мы оцениваем позитивно, потому что ОДКБ достаточно активно развивалась и в плане наращивания своего потенциала в сфере обороны, реагирования, миротворческого компонента. В прошлом году была подписана очередная двусторонняя резолюция о сотрудничестве между ООН и ОДКБ, были намечены пути развития взаимодействия ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества, с Содружеством независимых государств. Создан новый координационный орган, которого не было, по тематике биобезопасности. Эта новая сфера нашего взаимодействия в рамках ОДКБ.
В прошлом году было принято порядка 10 совместных заявлений стран-членов ОДКБ по ряду ключевых международных проблем, это и региональная, международная безопасность, разоружение, информационная безопасность, противодействие нацизму и ряд других. Это говорит о том, что эта координация на международной арене была и есть. Обычно как-то за кадром внимания общественности остается текущая работа в рамках ОДКБ по линии соответствующих компетентных служб. Это и борьба с терроризмом, нелегальной миграцией, наркотрафиком. Это все есть, все работает. В этом отношении заявления о том, что есть драматическая ситуация в отношениях Армении с ОДКБ, мне кажется, не соответствуют реальной картине. Конечно, мы все знаем, что есть вопросы, которые возникли у Армении к ОДКБ в региональном контексте, но абсолютно несправедливо говорить о том, что ОДКБ не проявил достаточного внимания к той ситуации, драматическим сентябрьским событиям 2022 года. Напомню, что уже 13 сентября по запросу армянской стороны по видео-конференц-связи состоялось заседание высшего органа ОДКБ — Совета коллективной безопасности, были достаточно оперативно направлены в Армению миссии во главе с генеральным секретарем ОДКБ и начальником объединенного штаба организации, которые посетили эти районы армяно-азербайджанской границы. И результатом этого стал проект решения о направлении мониторинговой миссии ОДКБ в район армяно-азербайджанской границы, решение об оказании военно-технического содействия Республике Армения. Как неоднократно говорили представители российского руководства, эти предложения остаются в силе. Напомню, что министр иностранных дел Армении в ходе недавнего визита в Москву публично сказал, что Армения не отказывается от этого, то есть, продолжается работа по этому вопросу.
Интервью полностью – в первоисточнике.