26/08/2023 16:55
Микаел Минасян: От Сан-Стефано до Степанакерта: извечный Армянский вопрос между двумя городами, носящими имя Св.Степана
Бывший посол Армении при Святом Престоле Микаел Минасян написал на своей странице Facebook:
«Армянский вопрос в дипломатии впервые появился в Сан-Стефанском договоре, и с того дня, независимо от полученной в конкретный исторический период формулировки – вопрос христиан в Османской империи, гамидовская резня, первый Геноцид, сумгаитские погромы, погромы в Баку или арцахская война – всегда оставался неизменным: основополагающим вопросом права армян на свободную и безопасную жизнь на своей исторической родине. Рожденный в Сан-Стефано Армянский вопрос продолжает оставаться с нами и по сей день, независимо от исторических и современных попыток закрыть его, предать забвению и даже отредактировать.
Армянский вопрос, как в прошлом, так и сегодня, имеет двух бенефициаров – армяне и враги армян.
Решением Армянского вопроса для наших врагов является то, что они обязали по Александропольскому и Батумскому договору, который предусматривает Армению территорией в 10 тысяч кв. км, и о котором историк Лео говорил: «мала для жизни, но велика для могилы». (Измерение Родины в квадратных километрах уже имело такие катастрофические исторические прецеденты).
До сих пор планы и цели наших врагов не изменились. По их принуждению в 1920 г. правительство Армении подписало Александропольский договор и пытается сделать то же самое сегодня.
Вторым бенефициаром решения Армянского вопроса являются армяне.
Армяне никогда не могли смириться с Армянским вопросом. За прошедшие 150 лет так и не сформировано и сформулировано осознание, что именно Армянский вопрос является стержнем нас – армян и нашей национальной самобытности. Именно вокруг Армянского вопроса выстроена институциональная память армянского народа, его история и архитектура самобытности. Исторически армянские политические силы объединялись либо разобщались вокруг Армянского вопроса. Армянский вопрос был философской основой формирования Первой Республики и даже Советской Армении. Репатриацией, строительством Мемориала памяти жертв Геноцида армян – Советский Союз также признал, что основой Армении является Армянский вопрос. Излишне говорить, что армянский вопрос лежит также в основе создания Третьей республики – в лице Карабаха.
Требования армян – паханджатирутюн до сих пор проявляется на гербе Армении. Все наше – вокруг этого и об этом, независимо от того обстоятельства, признаем мы этот факт или отрицаем. И одно четко: редактируя сущность Армянского вопроса, историю или символы, или вешая ярлыки невозможно закрыть этот вопрос. Доказательством сказанного является сложившаяся вокруг армян реальность – от Сан-Стефано в 1878 году до сегодняшнего Степанакерта.
За прошедшие 150 лет не изменились ни планы врага, ни сущность Армянского вопроса. Изменилась лишь география Армянского вопроса.
Изменилось ещё одна важная вещь: под тяжестью Армянского вопроса и быть армянином сформировались новые армяне, которые являются армянами лишь по происхождению. У этих людей нет национального достоинства, идентичности и памяти. Нет по их собственному выбору, поскольку они сами так решили и считают, что без этого легче жить. Я назвал бы их «армяноговорящими», поскольку они являются армянами постольку, поскольку говорят на армянском.
Те, кто понимает, что такое Армянский вопрос и несет в себе суть этого вопроса на институциональном, генетическом и духовном уровнях, знают историю, являются последователями традиционной церкви и нет, даже, если они неверующие, но ценят историю и роль институтов в истории, все эти люди – армяне. А отрицающие эти ценности – «армяноговорящие», которые отвергают, высмеивают национальное, заявляют, что это анахронично и старомодно.
«Армяноговорящие» – не турки, они армяне во всем: языке, речи, внешности, во всем, но, по сути, являются антиармянами. Им ничего не стоит забыть Армянский вопрос или решить его в пользу врага, поскольку, как я уже отметил, у них нет институциональной, генетической и духовной связи с армянскостью, они нарушили эту связь, отказавшись от идентичности. У «армяноговорящих» нет национальности, они вошли в нашу жизнь и разрушают страну изнутри.
От Сан-Стефано до Степанакерта есть две борьбы: борьба решающих Армянский вопрос силой врагов против армян (кстати, враги меняются на протяжении истории, но их цели и задачи – нет). И вторая, которая изнутри разрушает Армению и армянство – борьба «армяноговорящих» и армян. Армяне борются за сохранение армянской идентичности, каждый своими методами: войной, миром, переговорами, а «армяноговорящие» борются против армян, они не считают, что за пределами страны у них есть враги, их враги внутри страны. Армяне постоянно стесняются афишировать эту внутреннюю борьбу, в результате чего сегодня «армяноговорящих» объективно стало больше, или, как минимум, их голоса больше слышны. И мы должны принять этот факт.
Нужно признаться, что от Сан-Стефана до Степанакерта мы потеряли не только большую часть наших исторических земель, потеряли также большое количество армян, и поскольку у нас не хватило смелости заявить, что плохие армяне есть и внутри страны, этих людей стало больше и они диктуют повестку.
У этой ситуации есть одно решение. Армяне должны объединиться и заставить замолчать «армяноговорящих».
Нужно объединиться, независимо от политических взглядов, лагерей, независимо от того, что мы говорили друг о друге в прошлом, независимо от того, являемся ли мы последователями апостольской церкви или протестантами, представителями Диаспоры, жителями Армении или карабахцами, либералами или консерваторами, «соросовцами», или пророссийскими, были ли носителями идеи «мир или война», или только мира или только войны. Армяне должны объединиться, начать защищать армянскую идентичность, чтобы суметь решить Армянский вопрос. В противном случае, мы окажемся в том же статус-кво, что и 150 лет назад, который начался в Сан-Стефано и не закончится в Степанакерте. Не закончится даже в Горисе, Джермуке и Шорже. Степанакерт – лишь временная остановка на пути к Еревану. Это не пессимистические предсказания будущего, а факты, которые, к сожалению, не перестают становиться реальностью, независимо от того насколько сильно и массово мы их отрицаем.
Решение, действительно, одно: нужно прекратить бороться друг против друга, мы должны заставить замолчать предавших армянскую идентичность, открыв окно для дипломатического решения Армянского вопроса.
И да, у Армянского вопроса есть дипломатическое решение. Сегодня пока есть».