18/09/2023 11:26
«Голос Армении»: Арцах: между неопределенным, плохим и наихудшим
Газета «Голос Армении» пишет: Учитывая углубляющуюся катастрофу и ситуацию с безопасностью, власти Арцаха решили принять совместное предложение Степанакертского офиса МККК и командования РМК по синхронной транспортировке гуманитарных грузов через Бердзорский коридор по трассе Горис-Степанакерт и по дороге Акна-Степанакерт на машинах МККК (товары иностранного происхождения), сообщил вчера Информационный штаб Арцаха.
Тяжелый эмоциональный фон, явственно ощутимый даже в официальном тексте, подчеркнут упоминанием о ежедневной пайке блокадного хлеба: «к сожалению, не всегда получается ежедневно обеспечивать наших граждан 200 граммами хлеба по талонной системе». Кто в Армении помнит об этих скудных 200 граммах – вопрос в пустоту…
Охваченный выборной лихорадкой Ереван практически не заметил не только этого, но и еще двух очень важных предшествовавших сообщений из Арцаха. Поздно вечером 16 сентября в соцсетях появилась информация об активных передвижениях и заметных скоплениях ВС Азербайджана вдоль линии соприкосновения, которые вызвали тревогу арцахцев, особенно на фоне непрекращающегося муссирования неизбежности военного вторжения врага.
Очень скоро появилось официальное сообщение о том, что «Армия обороны Республики Арцах осуществляет круглосуточный мониторинг ситуации и в случае какого-либо существенного развития незамедлительно проинформирует общественность». Власти республики также напоминали, что в формировании панических настроений в первую очередь заинтересованы вражеские спецслужбы, и призвали верить только проверенной информации.
Учитывая принятое на следующий день решение разрешить движение с гуманитарными грузами по обеим дорогам, нетрудно предположить, что властям Арцаха был предъявлен ультиматум: либо согласиться на использование дороги из Акны, либо так называемая «военная операция», а на деле очередная преступная агрессия против Республики Арцах, станет неизбежной. Вовсе неслучайно, кстати, что накануне были опубликованы итоги соцопроса, согласно которому 70% азербайджанцев поддерживают такое нападение.
Ситуация в Арцахе достигла крайне тяжелой точки, особенно в Степанакерте, где люди днями не могут купить хлеб. Голодают или недоедают дети, больные и пожилые люди, живущие в условиях блокады с 12 декабря, в условиях полной осады – с 15 июня. Героическое противостояние арцахцев уже вписано в историю армянского народа как настоящий подвиг, и принятое вчера решение неспособно бросить даже малейшую тень на эту непреложную истину – это надо крепко зарубить на носу всем без исключения критикам.
Арцах по сути остался один на один не только с бесчеловечным и лишенным каких-либо моральных барьеров врагом, но и с подлейшей позицией всех посредников, своим бездействием выкручивающих руки и принуждающих арцахских армян согласиться на открытие дороги из Акны. В этом смысле какое-либо сравнение с ситуацией 1991-1992гг. не выдерживает критики, ибо тогда вся Армения, несмотря на предательскую позицию аодовских властей, крепко стояла рядом и вместе с арцахцами боролась против общего врага. Излишне вновь и вновь приводить все те аргументы, которые четко доказывают одно: сегодняшние власти Армении совместно с Азербайджаном и Турцией сделали все, чтобы гуманитарная катастрофа достигла своего пика, и у Степанакерта не осталось иного выхода, кроме как согласиться на предложение МККК и миротворцев.
Учитывая недоговороспособность и лживость Баку, в очередной раз ярко проявившиеся буквально на днях в виде отказа открыть Бердзорский коридор после пропуска российского груза из Акны, нет никаких гарантий, что вчерашнее соглашение будет стабильно действовать. С раннего утра появилось сообщение о том, что по обеим дорогам одновременно въехали грузовики МККК. По сообщениям ТГ каналов, в них нет ни грамма азербайджанского груза, кроме того, власти Арцаха не допустили въезд в страну грузовиков Красного Полумесяца. Доставленный груз – в основном детские подгузники, медицинские и гигиенические принадлежности зарубежного производства. Из Гориса в Степанакерт доставлена мука.
Понятно, что об открытии Бердзорского коридора в полноценном смысле речи пока нет, кроме того, практически не приходится сомневаться в том, что фактор открытия коридора Алиев будет постоянно использовать как инструмент шантажа. Однако в любом случае согласие на синхронное использование двух дорог никак не тянет на «победу» Азербайджана и его президента, как пытаются преподнести в Баку.
Тот факт, что Бердзорский коридор остается закрытым, несмотря на решение Международного суда ООН и Евросуда по правам человека, несмотря на многократно озвученные самыми влиятельными в мире людьми призывы «немедленно, сейчас же, без альтернативы» открыть его, стал очевидным поражением международного сообщества и международного права в их классическом понимании. Потому что всем понятно, что носатый султан никогда не осмелился бы вести себя настолько нагло и беспардонно, если бы не был уверен в том, что дальше словесных увещеваний и бумажных решений пусть и самых влиятельных в мире инстанций дело не пойдет.
Потому что даже намек на самую проходную санкцию в отношении даже не Азербайджана, а его лично и его семьи моментально сработал бы, и вопрос был бы решен. Но именно этого и не произошло, и авторы всех решений, резолюций и призывов отлично знали пределы собственных устремлений и возможностей, создавая иллюзию гуманности и решительности, но на деле оставаясь верными «надежному партнерству» с нефтегазоносным султанатом. Урсула фон дер Ляйен, которую нещадно критиковали за радостное рукопожатие с Алиевым, хотя бы не лицемерила, в отличие от остальных высоких евро-американских чиновников.
Отдельный разговор, конечно же, о России, которая имела гораздо больше возможностей решить проблему «на земле». На эту тему можно говорить долго, да и главное уже многократно сказано и пересказано. Потому подчеркнем только одну деталь: бурная перепалка российских чинуш с армянскими коллегами крутилась в основном вокруг вопроса о том, кто виноват в сдаче и сегодняшней гуманитарной катастрофе в Арцах.
Это лицемерное с обеих сторон перекидывание вины на оппонента оставляет тягостное впечатление, крайне негативно влияя на взаимоотношения двух стран. Но с другой стороны оно доказывает, как ни странно, важный факт: данная предательская «сделка» обеими сторонами признается фактически нежелательной, ошибочной и имеющей весьма негативные последствия. В противном случае официальные Москва и Ереван не старались бы так усердно скинуть с себя и переложить на другого совершенное против народа Арцаха преступление.
Вернемся, однако, к текущей ситуации. Понятно, что решение в Степанакерте принято тяжелое, и продиктовано оно практически безвыходной ситуацией в плане обеспечения людей хлебом и товарами первой необходимости. Баку стремится просто задушить Арцах, и при этом спешит в силу ряда факторов. Альтернатива – соглашаться на открытие дороги либо брать на себя ответственность за последствия «военной операции» в условиях, когда изрядно обескровленной Армии обороны пришлось бы одной противостоять многократно превосходящим по всем параметрам силам врага, не оставляет иного выбора.
Согласно сообщению «Арцахлур», через Акну будут перевезены товары швейцарского, испанского, российского и индийского производства, по Бердзорскому коридору – в основном мука армянского производства. Как отмечает депутат от РПА Тигран Абрамян, считать, что «это даст Арцаху возможность вздохнуть, будет крайне преувеличенным, однако, если это приведет к возможности регулярных транспортировок гуманитарного груза в Арцах, то власти должны действовать очень продуманно». По его словам, «гуманитарная ситуация в Арцахе настолько тяжелая, что власти по большому счету вынуждены выбирать между неопределенным, плохим и наихудшим».
Надо полагать, что власти Арцаха выбрали «плохое», не перейдя, тем не менее, той красной линии, о которой заявляли неоднократно. Пашинян с Алиевым довели ситуацию до того, что политическая составляющая вопроса Арцаха – его статус, практически забыта, на передний план вышла чисто гуманитарная компонента, а сейчас уже речь идет об элементарном спасении жизни 120 тысяч арцахцев. Но даже в самой плохой ситуации важно оставлять возможность борьбы за главное, оставлять за собой право принимать решения, и пытаться маневрировать с расчетом на изменение ситуации.
Даже в самой плохой ситуации есть возможность использовать ее в дальнейшем в свою пользу, потому что даже самая плохая ситуация может внезапно изменить своей вектор, особенно в таком волатильном регионе. Остается надеяться, что в Степанакерте правильно рассчитали огромные риски, и разглядели минимальные возможности своего решения.