12/03/2024 16:38
Журналист Rain TV: «Варданян был всемирно известным спикером крошечного, затерянного на карте региона: Видимо, это и определило его место в «черном списке» Баку»
Журналист Rain TV Александр Атасунцев в Telegram-канале «Репортер»-а коснулся анонсированного азербайджанской телекомпанией «интервью» незаконно удерживаемого в Баку бывшего военно-политического руководства Арцаха. Журналист пишет:
«Среди всех задержанных Рубен Варданян выделяется больше всех. И не потому что он известный во всем мире миллиардер и филантроп. А потому что Варданян не был «побежденным сепаратистом» – он переехал в Нагорный Карабах в 2022 году, когда Армения уже проиграла войну, а регион по сути был обречен. Он не воевал против Азербайджана, не принимал «сепаратистских» решений.
С одной стороны, его арест был предсказуем – в Баку несколько раз демонстрировали к нему личную неприязнь – с другой стороны возникал вопрос, почему именно он. Азербайджан, например, задержал Варданяна, но дал выехать из НКР Самвелу Бабаяну, бывшему командующему армией обороны НКР, который в 1994 году от лица непризнанной республики подписал перемирие с Баку. То есть по сути подписал капитуляцию Азаербайджана в первой карабахской войне. Вот, казалось бы, с кем логичнее сводить счеты, но нет.
За короткий срок на посту госминистра Варданян практически ничего не успел. Во всех своих интервью и заявлениях он был тактичен, не воинствовал, никаких идей реваншизма не продвигал, и говорил о Карабахе больше с точки зрения необходимости защиты его армянского населения и наследия.
Я приехал в последний раз в Степанакерт, когда Варданяна только назначили на должность (вот, кстати, репортаж оттуда). Это было всего за несколько недель до блокады и закрытия Лачинского коридора – с тех пор журналисты снаружи в регион попасть не могли.
Карабахцы всегда в целом недоверчиво относились к пришельцам, а после проигрыша в войне замкнулись в себе еще сильнее и пребывали в мрачном предчувствии. Их последние 40 лет научили, что люди извне в лучшем случае окажутся временщиками, а в худшем – бросят в самый неподходящий момент, как советские внутренние войска, как российские миротворцы. На приезд Варданяна в Карабахе смотрели философски: «Хуже быть уже не может, но вдруг у него что-то получится». И в тех обстоятельствах как от госминистра от него ничего не ждали.
Но Варданян совершил прорыв в другом месте. Наверное, никогда за все время существования НКР ни одного карабахского политика – президента или командующего – не цитировала так часто мировая пресса как Варданяна. Он был всемирно известным спикером крошечного, затерянного на карте региона. Видимо, это и определило его место в «черном списке» Баку».