02/08/2024 18:35
Думаю, многие теперь понимают, что сказал Серж Саргсян и что значит поддерживать это «правительство» — Закарян
Член исполнительного органа РПА Артак Закарян на своей странице в Facebook пишет:
«Часть наших граждан однажды должна осознать, что значит поддерживать «правительство» Пашиняна.
Турция начинает играть всё более активную роль в геополитике. При этом она становится важным союзником сразу для двух противоборствующих блоков: НАТО и тройки Россия-Китай-Иран.
Однако это сотрудничество также сочетается с новой геополитической конкуренцией, поскольку ставшая самоуверенной Турция бросает вызов России на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Используя Азербайджан как ворота на Южный Кавказ, Турция расширяет свое влияние на тюркоязычные государства Центральной Азии. Таким образом, закаспийская геополитическая ситуация развивается под эгидой Тюркского блока, охватывая такие сферы, как безопасность, торговля и культура.
Началом роста геополитического влияния Турции в Каспийском регионе можно считать 44-дневную войну 2020 года и главный вклад Анкары в нее. В результате Турция обеспечила свое военное присутствие на Южном Кавказе через Азербайджан. Воодушевленные этим успехом, Турция и Азербайджан решили укрепить свой стратегический альянс Шушинской декларацией 2021 года. Это соглашение с Турцией, членом НАТО, которое включает взаимные военные и оборонные обязательства, представляет собой реальную альтернативу Москве в качестве гарантии безопасности для Азербайджана. Воодушевленный Азербайджан, воспользовавшись эскалацией российско-украинского конфликта, в сентябре 2023 года совершил полную этническую чистку в Арцахе и сделал более реалистичным широкое господство тюркоязычных стран во всем Каспийском регионе.
Уверенная политика Турции на Южном Кавказе также открыла новые горизонты на восточном берегу Каспийского моря. Она показала тюркоязычным государствам Центральной Азии, что сотрудничество с Анкарой может принести реальную пользу. Казахстан и Узбекистан подняли свои двусторонние отношения с Турцией на уровень многостороннего стратегического партнерства, подписав соглашения о развитии военного сотрудничества, включая подготовку войск, совместные военные учения и сбор разведывательной информации. Турецкая военная промышленность стремительно завоевывает доминирующее положение на растущем рынке систем беспилотных летательных аппаратов в Центральной Азии.
«Средний коридор»
В борьбе за коммуникации турецкое сотрудничество сегодня помогает также активизировать Транскаспийский транспортный маршрут, более известный как «Средний коридор» (он проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию в Турцию и европейские страны), как альтернативный маршрут в обход России. Для стран Южного Кавказа и Центральной Азии «Средний коридор» отражает их видение межконтинентальной торговли между Китаем и Европой, связывая их с Global Gateway ЕС, а также с китайскими мегапроектами «Один пояс — один путь». Китай также планирует построить дополнительный южно-центральноазиатский маршрут посредством строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая, вероятно, будет соединена со «Средним коридором».
С точки зрения Анкары, это означает «беспрепятственный» торговый путь из Стамбула в Центральную Азию. Основным транспортным коридором Южного Кавказа по-прежнему остается железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, соединяющая Азербайджан с Турцией через территорию Грузии, а оттуда с Европой. Пропускной способности этого маршрута недостаточно для обслуживания растущих потоков транскаспийской торговли. В этом контексте Турция, Азербайджан и четыре тюркские страны Центральной Азии обязались совместно продвигать спорную идею «Зангезурского коридора», которая подразумевает мирное урегулирование между Арменией и Азербайджаном. Хотя Иран в качестве альтернативы предложил маршрут Арас через свою территорию.
На фоне растущего спроса на транспортные маршруты в обход России в западном мире состоялась целая серия транскаспийских мероприятий с целью повышения роли проекта «Средний коридор». Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция согласовали дорожную карту развития маршрута до 2027 года. Они стремятся увеличить его пропускную способность до 10 миллионов тонн грузов вместо нынешних 2 миллионов тонн. Чтобы это произошло, государствам в цепочке Среднего коридора необходимо решить ряд проблем. С этой целью в январе 2024 года ЕС объявил, что европейские и международные инвесторы обязуются инвестировать 10 миллиардов евро в план развития «Среднего коридора».
Проблемы торгового транспорта и логистики являются особенно проблемными для экономики Казахстана. Около 80% экспорта казахстанской нефти на западные рынки проходило через территорию Российской Федерации. В 2022 году Россия прервала этот поток, после чего Казахстану пришлось развивать сотрудничество с Азербайджаном по транзиту в Европу. Туркменистан, обладающий огромными запасами природного газа, также активизировал переговоры с Азербайджаном, Турцией и Европейской комиссией по поводу давно предлагаемого Транскаспийского газопровода в Европу. Это проект, который, по мнению экспертов, потребует огромных инвестиций. Для богатых ресурсами стран Центральной Азии географическое положение Турции делает ее важным газовым и нефтяным центром и ключевыми воротами на западные энергетические рынки.
Единство тюркского мира
Государства-члены Организации тюркских государств (ОТГ) – Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан – приняли амбициозную программу «Видение тюркского мира к 2040 году». Цель состоит в том, чтобы сделать организацию турецким эквивалентом ЕС, гарантируя свободное перемещение товаров, капитала, услуг, технологий и людей между государствами-членами. Турецкий инвестиционный банк все еще находится в зачаточной стадии, а неизменно нейтральный Туркменистан, который обычно избегает многосторонних структур, присоединился к ОТГ в качестве наблюдателя. ОТГ планирует разработать множество проектов, направленных на турецкую солидарность и единство. Международная организация тюркской культуры TURKSOY (ТЮРКСОЙ) реализует совместные культурные и научные инициативы в государствах, входящих в Тюркский блок. Президент Турции Эрдоган даже предложил создать общий турецкий алфавит.
Этот проект мягкой силы фактически оказывается конкурентом идеи «Русского мира» в постсоветском тюркском регионе. В Азербайджане и странах Центральной Азии происходят социальные и демографические изменения, которые влияют на формирование идентичности проживающих в них народов. Более 70% населения Центральной Азии моложе сорока лет. Российская культура теряет свою некогда доминирующую роль в регионе, поскольку на первый план выходит постсоветское поколение, не помнящее о жизни в СССР.
Что означает растущая роль Турции для либерального Запада?
Непредвиденные последствия специальной военной операции России на Украине не оставляют Азербайджану и странам Центральной Азии иного выбора, кроме как попытаться диверсифицировать свои внешнеполитические связи и искать альтернативные пути выхода на международные рынки. Турция чувствительна к растущему спросу на альтернативное партнерство. Расширяя свои позиции в сферах обороны, энергетики и культуры, которые всегда были ядром влияния Москвы, Турция становится противовесом России по разные стороны Каспийского моря.
Для либерального Запада Турция является ключевым союзником, который должен поддержать их. Значимость тюркского мира для Запада усиливается тем, что он может препятствовать сложившемуся и имеющему потенциал для расширения в будущем тесному сотрудничеству России, Китая и Ирана. Если Запад не будет противодействовать растущему влиянию вышеупомянутой триады, она может расшириться на востоке, от Тихого океана до Средиземного моря на западе, образуя влиятельный полюс нового мирового порядка.
В нынешнюю эпоху геополитической конкуренции Турцию, признанную региональной державой, можно охарактеризовать как «колеблющееся государство». Хотя она и является членом НАТО, идеологически она не принадлежит ни Западу, ни тройке Пекин-Москва-Тегеран. Как и многие другие региональные и средние державы, Анкара активно подстраховывается, поддерживая экономические, дипломатические, военные и технологические связи между двумя полюсами.
Однако у Турции есть своя повестка дня, которая не предполагает подчинения ни России, ни Китаю. Поэтому в интересах Запада помочь планам Турции стать противовесом оси Москва-Пекин-Тегеран путем объединения тюркских государств. Неотъемлемой частью такой политики должна стать поддержка и развитие растущей интеграции тюркского мира и более тесное сотрудничество государств, расположенных к востоку и западу от Каспийского моря, с европейской архитектурой безопасности. С этой целью западные державы усиливают поддержку и сотрудничество со странами Южного Кавказа и Центральной Азии.
Этот краткий анализ еще раз доказывает, что распространенные в Армении убеждения верны, что для Пашиняна и его окружения захват власти и ее удержание любой ценой для крупных держав было перспективой с самого начала. Они должны были любой ценой сдать Арцах Азербайджану, любой ценой построить «мир» между Арменией и Азербайджаном, любой ценой разорвать сухопутную связь между Арменией и Ираном, открыть Турции путь в Среднюю Азию, любой ценой разорвать отношения между Арменией и Россией и т.д.
Из всего этого нетрудно догадаться, какие государства в результате окажутся в выигрышном положении, а какое столкнется с экзистенциальной угрозой, единственным выходом из которой может стать смена власти в Республике Армения.
Однажды третий президент Республики Армения Серж Саргсян справедливо заявил, что в 2018 году он не передал власть Николу, а проиграл крупным силам (крупным геополитическим проектам).
Думаю, многие теперь понимают, что сказал Серж Саргсян и что значит поддерживать это «правительство».