20/09/2024 11:06
Ованнисян: Чтобы нам правильно ответить на сложный вопрос: «Почему Церковь, почему Архиепископы?» мы должны иметь смелость спросить себя, почему у нас не было Бен-Гуриона или Иванишвили
Почему церковь и вытекающий из нее сложный вопрос? Кризис поражения и некомпетентность светских элит не оставили альтернативы: либо нужно было быть генералом, сильной рукой (оказалось, что у нас ее нет), либо священнослужителем, проповедником общечеловеческих ценностей, личностью, возвращающей человеку человечность.
Армянская Апостольская Церковь в лице своего архиепископского класса, ее священнослужителей, имеющих различные саны (во главе Его Святейшества), выполняет историческую миссию, которая будет написана золотыми буквами в будущих томах и армянской истории и Истории Армении.
Власти обвиняют церковь во вмешательстве в политику. Оппозиционное политическое поле говорит: пусть вмешаются, выгонят их, а потом дайте власть нам, потому что церковь не может управлять страной. По всем опросам, церковь является самым доверенным общественным институтом, и сегодня она видит, что ее паства, общество, народ во многом остались без хозяина. И это как раз ответ на вопрос «почему церковь?»
Церковь сегодня не занимается политикой по той простой причине, что в Армении нет политики, а с другой стороны, церковь не готова и не может превратиться в ветвь власти. Церковь делает очень простое: она буквально пытается своими «зубами» остановить развал общества и государства.
Церковь создает возможность политико-общественному полю выйти из шока, сформировать лидеров и элиты, которые поведут страну в будущее.
Армения уже превратилась в большой лагерь беженцев с населением 2,5-3 миллиона человек с весьма неопределенной перспективой. Сейчас мы находимся на красной границе: в каком направлении мы будем двигать колесо истории? Развалимся ли мы до конца, потеряв государство, или же титаническими коллективными усилиями все же сохраним свое государство и идентичность? Церковь сейчас пытается решить эту историческую проблему.
И задача новой политической и общественной элиты – сформулировать реальную программу и реальное содержание послевоенного развития Армении. Пока этого не было сделано, духовенство оставляет за собой моральное право делать все, что хочет.
И наконец. Чтобы нам правильно ответить на сложный вопрос «почему Церковь, почему Архиепископы», мы должны иметь смелость спросить себя, почему у нас не было ни Бен-Гуриона, ни Иванишвили. Мы должны честно ответить на этот вопрос.
Член группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян