26/10/2024 15:11
Ашот Бегларян: для оккупации Арцаха Азербайджан осуществил биолого-экологическую диверсию
В преддверии широкомасштабного вооруженного нападения на Нагорный Карабах (Арцах) в 2020 году – 44-дневной войны, в период с весны по конец сентября, Азербайджан осуществил против второй армянской республики крупную биолого-экологическую диверсию – заразил ее территорию гусеничным шелкопрядом (непарным шелкопрядом) для нанесения большого ущерба местным лесам с тем, чтобы сделать более уязвимыми позиции защитников края во время нападения азербайджанских сил и нанести вред мирному населению. Об этом свидетельствовали работники районных отделений Лесного хозяйства НКР и жители сел.
Вредители были распространены (в том числе, предположительно, с помощью беспилотников) в Аскеранском, Мартунинском, Гадрутском, Мартакерском и Шушинском районах НКР. В частности, в направлении сел Атерк, Умудлу, Алашан, Члдран, Гарнакар и Нарештар Мартакертского района. Мишенью стали также лесные массивы вокруг села Кятук Аскеранского района. Другим крупным очагом поражения гусеницами стали территории общин Мошхмат (Аскеранский район), Тагавард и Зарданашен Мартунинского район, а также по линии лесных массивов Мошхмата, Акнахбюра, Джарахацнера (Аскеранского района), горы Кирс и высоты Исабулаг – очевидно, для подготовки наступления в сторону г. Шуши.
В целом оружием массового гусеничного поражения был нанесен огромный ущерб лесным массивам Нагорного Карабаха. Фактически бакинский режим использовал гусеницу шелкопряда в качестве ходячей «биологической бомбы» с учетом того, что массовое размножение вредителей лесного хозяйства по силе воздействия сравнимо с пожарами – после масштабного объедания листвы деревьев (дефолиации) лес нередко гибнет от болезней. Таким образом, в жертву своих захватнических тактических целей Азербайджан принес богатые леса и экологию Арцаха. О намеренных действиях азербайджанской стороны свидетельствует тот факт, что гусеницами-вредителями единовременно были охвачены все районы армянского края, в то время как в советский период были лишь единичные локальные подобные очаги, в частности, в Гадрутском и Мартакертском районах НКАО, да и то в разные годы.
Известно также, что конце октября 2020 года, в разгар «44-дневной войны», азербайджанская сторона применила запрещенные международными конвенциями виды вооружения, содержащие элементы химического, в частности, фосфорного оружия (белый фосфор). В совместном англоязычном докладе от 6 ноября того же года омбудсмены Армении и Арцаха отметили, что виды вооружения, содержащие химические элементы, были применены Азербайджаном в период с 29 по 31 октября и что «нанесенный ущерб был катастрофическим». В докладе были опубликованы фотографии людей, получивших серьезные ранения в результате применения Азербайджаном боеприпасов, снаряженных белым фосфором.
а после «44-дневной войны» азербайджанские власти, строя ускоренными темпами многочисленные наземные и подземные коммуникации на оккупированной части территории Арцаха, нанесли значительный урон экологии армянского края, уничтожив в том числе на сотнях гектаров реликтовые деревья, возраст многих из которых превышает возраст самого искусственного гособразования под заимствованным у соседнего Ирана названием «Азербайджан». Произошло кардинальное изменение ландшафта на временно оккупированной территории посредством строительства дорог, эстакад и туннелей, которые, как утверждают специалисты, были сооружены без проведения надлежащих геологических разведывательных изысканий. Вполне возможно, что наспех пробитые туннели привели к изменению радиационного фона в регионе.
Думаю, вышеуказанные факты преступлений против природы и человека самым красноречивым образом свидетельствуют о непозволительности и абсурдности проведения Конференции ООН по изменению климата COP29 в Азербайджане, который, наоборот, необходимо привлечь к уголовной ответственности на международном уровне за колоссальный ущерб, нанесенный экологии региона, и чудовищные военные преступления против народа, тысячелетиями проживавшего на своей земле.
Ашот Бегларян