Сегодня, 10:51
Мы не делаем нечто очень важного: мы не пытаемся понять причины провала действий после поражения — Ваге Ованнисян
Член группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян написал: «Мы не делаем нечто очень важного: мы не пытаемся понять причины провала действий после поражения. Неужели нам действительно не хватает мудрости, чтобы сделать это, а может быть, и смелости? Примечательно, что власть и зрители называют тысячу и одну выдуманную причину, а мы, участники, необъяснимым образом молчим.
Есть глубокие причины, которые, объединенные в одно целое, становятся серьезным, пока непреодолимым препятствием на пути выхода из этого кошмара.
1. Трибуны не исходят из реальности того, что мы имеем дело с обществом поражения. Это совершенно другое душевное состояние, другая социология, которая требует другого содержания и другой риторики. Обычно речь с трибуны звучит в противоположной логике: слово не достигает сердец масс, оно не отражает их действительных страхов и настроений.
2. Не вложены необходимые ресурсы для борьбы. Нужен большой материально-технический ресурс, чтобы провести обширную организационную работу, построить боевую машину, изменить общественные настроения и использовать их для смены власти. Большинство из тех, кто владеет этим ресурсом, этого не сделали. Они уже могут быть уверены, что дальнейшие колебания принесут более серьезные последствия, в том числе и лично для них.
3. Большое количество коллаборационистов: это факт. Некоторые из них даже полдня нас обвиняют, почему вы не можете от них избавиться? Как мы можем, когда вы играете в четыре игры? Но нам также не удалось создать такую атмосферу, в которой коллаборационизм стал бы предметом резкой общественной критики.
4. Резкое неравенство среди участников движения. У одного проблема содержания семьи во время борьбы, другой продолжает зарабатывать миллионы во время правления этой власти или даже после нее, кто-то оказывается в тюрьме без адвоката или элементарных средств содержания семьи, другие продолжают элитную жизнь. Принцип «братства, равенства» революции нарушен до пошлости.
5. У широкой общественности (включая борющихся) есть четкий коллективный вопрос к классу, несправедливо обогащенному общественными ресурсами и положениями. Трибуны пока не нашли способа ответить на этот сложный вопрос и упорно обходят его стороной. Это создает разрыв между трибунами и широкой публикой. Это дает властям возможность разыграть тему «грабежа и незаконного имущества бывших властей». И так будет продолжаться до тех пор, пока не будет найден честный ответ и предложение решения. Грубо говоря, многие могут попытаться убедить антикоррупционных прокуроров Никола в том, что они святые и законные миллионеры, но убедить широкую общественность невозможно. Здесь нужны другие решения.
6. Рабоче-тактические разногласия трибун, площади и фракций Национального собрания. С какого-то момента Национальное Собрание живет в другой реальности, другая трибуна, совсем другая площадь. Невозможно озвучить с трибуны лозунг «Антихрист должен уйти» и работать вместе в Национальном Собрании. Общество чувствует этот диссонанс, замечает, что здесь что-то не так. Трибуны не находят решения этого конфликта.
7. Отсутствие стратегического терпения: представления, что власть изменится через один митинг или одну неделю борьбы. Все движения начинались с этой психологии. И только после неудачи они признают правильность другой точки зрения, терпеливой борьбы. Настрой терпеливой борьбы принесет скорейший успех.
8. Послания трибун внешнему миру: либо были грубые ошибки, либо просто непонятные соседям, союзникам и противнику.
P.S. Почему я затрагиваю эту тему? потому что я точно уверен, что в ближайшем будущем при правильной работе возможны эффективные процессы, которые дадут возможность глубокого государственного рестарта как на внеочередных, так и на очередных выборах. Но для успеха важно смело принять причины неудач.
Для государства (и даже для этой власти) очень важно, чтобы изменения стали результатом мирного движения солидных сил. Остальные сценарии — это версии большого взрыва, один опаснее другого».