07/01/2025 12:36
Трех бывших президентов Армении объединял переговорный формат по Арцахскому вопросу, а Пашинян уничтожил полученный в 2018 году переговорный пакет как по содержанию, так и по формату — Армен Ашотян
Попытки Пашиняна обвинить предыдущую власть в предательской потере Арцаха перед историей и народом столкнулись с 30-летним переговорным наследием и, в конечном счете, с точки, оставленной Сержем Саргсяном, о чем сам Никол рассказал на своей пресс-конференции в январе 2020 года.
Арцахская эстафета была передана третьему президенту и министру иностранных дел Эдуарду Налбандяну от предыдущих переговорщиков, второго президента Роберта Кочаряна и министра иностранных дел Вардана Осканяна, в виде Мадридских принципов, представленных сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ноябре 2007 г.
За десятилетие правления Сержа Саргсяна, основанная на этих принципах, так называемая казанская версия приняла форму переговорного документа (июнь 2011 г.), а идеи, предложения и версии после этого стали рабочими подходами в формате non paper.
С 2008 года переговорный процесс набрал новый импульс благодаря множеству двусторонних, трехсторонних и многосторонних встреч на высшем уровне. В то же время три фактора создавали дополнительные вызовы для армянской дипломатии:
1. Внешние воздействия усилились для Армении в связи с трагическими событиями 1 марта 2008 года.
2. Постоянный рост геополитической напряженности между сверхдержавами вступил в новую фазу (Мюнхенская речь президента РФ в 2007 г., российско-грузинская война в 2008 г., международная ситуация, вызванная Крымом и Донбассом в 2014 г., российская операция в Сирии с 2015 г. и др.).
3. Допинг нефтяных долларов от энергетических проектов Азербайджана и резкое и постоянное увеличение военных расходов. И здесь в этих условиях армянская дипломатия смогла не только сохранить свои красные линии, но и на основе появившегося в конце 2007 года предложения Мадридского урегулирования достичь наиболее благоприятного варианта, одобренного международным сообществом, защищенного и гарантированного им, детали которого неоднократно озвучивались странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а тот же Пашинян назвал казанский документ лучшим.
В 2008-2018 годах Армения столкнулась не только с дипломатическим, в том числе коррупционно-икорным, и военным давлением Азербайджана, также нашими усилиями и более чем 30 поправками и исправлениями «Мадридский документ» превратился в «Основополагающие принципы» (Basic principles), вошедшие в международный политико-правовой лексикон. Приведу два примера трансформации и улучшения переговоров.
В период с 2007 по 2018 год всенародное волеизъявление, лежащее в основе реализации права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и окончательное решение о статусе Нагорного Карабаха, получило формулировку «имеющее обязательную юридическую силу». А предложенные в Мадридском документе промежуточные права и привилегии населения Нагорного Карабаха были заменены «временным статусом Нагорного Карабаха» и вытекающими из него формулировками.
Даже Азербайджану пришлось согласиться на переговорный процесс, основанный на этих подходах (ноябрь 2008 г.: Мейндорфская декларация РФ-Армения-Азербайджан, Саммит ОБСЕ 2010 г. в Астане: главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы + пятистороннее заявление Саргсяна + Алиева и т. д.).